Прямые иностранные инвестиции в нефинансовый сектор РФ (по данным платежного баланса). Левая шкала – в млрд долл., правая – в % от ВВП. Источник: Telegram-канал MMI
Иностранные инвесторы распродают активы в РФ, а российский бизнес сокращает вложения за рубежом. Наша экономика встала на путь изоляционизма, опасаются эксперты, проанализировавшие данные Центробанка (ЦБ). Это приведет к консервации социально-экономических проблем. Есть и другое мнение: в мире формируются новые региональные центры, что приводит к изменению инвестпотоков. При этом вопреки санкциям некоторые американские фонды наращивают вложения в ценные бумаги РФ.
Падение прямых иностранных инвестиций сопровождается в РФ снижением вложений отечественного бизнеса за рубежом. Инвестиционные потоки могут скоро пересохнуть, если опустится подобие нового железного занавеса. Такие опасения высказывают некоторые эксперты.
Причем, судя по экспертным оценкам, речь идет уже даже не просто о сокращении притока прямых иностранных инвестиций, а о продаже иностранными инвесторами активов в РФ.
«Чистое принятие обязательств нефинансовым сектором по прямым инвестициям в третьем квартале было отрицательным: минус 6 млрд долл. Это говорит о том, что нерезиденты распродают реальные активы и выходят из России», – пояснил, проанализировав данные ЦБ, экс-глава департамента Минэкономразвития Кирилл Тремасов.
«Российские компании также практически прекратили прямые инвестиции за рубежом. Чистое приобретение активов нефинансовым сектором по статье «прямые инвестиции» в третьем квартале составило минус 100 млн долл.», – добавил экономист.
Все это, по его словам, «наглядная иллюстрация того, что наша экономика встала на путь изоляционизма». «В новейшей истории России ничего подобного еще не наблюдалось, – отметил Тремасов. – Влияние этих трендов на экономическое развитие страны, думаю, не требует комментариев».
Ранее Россию предупреждали об опасностях изоляции. В конце 2014 года Всемирный банк в пессимистическом сценарии предсказал РФ затяжную рецессию (в 2015-м и 2016-м в стране действительно был экономический спад), а также усиление изоляционных тенденций. Ужесточение антироссийских санкций и ответные меры РФ могут привести к тому, что российские власти войдут во вкус протекционизма и потеряют интерес к проведению структурных реформ, считали во Всемирном банке (см. «НГ» от 25.09.14).
«Россия в некотором смысле уже закрылась, и она, безусловно, может закрыться от внешних шоков еще больше», – пояснила «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. Но, по мнению эксперта, «изоляционизм» – все же громкое слово, вряд ли это действительно цель российских властей. Уместнее говорить о том, что санкции и растущее внешнее давление отпугивают инвесторов от России, замечает Касьянова.
В любом случае дальнейшее закрытие экономики будет чревато консервацией внутренних социально-экономических проблем. Мы увидим относительно стабильную жизнь при низком уровне благополучия граждан, ожидает эксперт.
«Железный занавес» звучит излишне драматично, считает аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. «В то же время от изоляционизма, даже самого небольшого, нет никакой пользы, это просто потеря времени и ресурсов, это технологическое отставание, которое со временем становится непреодолимым», – продолжает он. По мнению эксперта, руководство РФ это понимает и «строит внешнюю политику так, чтобы поддерживать связи со странами Азии».
Доцент Российского экономического университета Екатерина Новикова считает, что правильнее говорить о переделе рынков.
«Международный рынок имеет свои границы, поставка дополнительной продукции на уже существующие рынки ограничена, а значит, возникает вопрос, как существующие рынки нужно поделить. Именно по этой причине западные страны проводят политику санкций по отношению к России, Ирану, Китаю, Турции с целью получить доступ к дополнительным рынкам для своей продукции, – считает экономист. – В сложившейся ситуации российской экономике приходится защищаться, проводя политику импортозамещения, дедолларизации, ограничения иностранных инвестиций и т.д.».
«В мире постепенно вырисовывается новая тенденция по регионализации всей мировой экономики с лидерами в каждом регионе, – поясняет Новикова. – Россия пытается пока выбрать свой путь, но в большей степени стремится занять ведущие позиции на территории бывшего СССР, а также стать равноправным партнером с Китаем».
Экономист замечает, что раньше в страну был большой приток иностранных инвестиций, но в основном «они шли на строительство иностранных заводов по отверточной сборке продукции, российская экономика получала от такого бизнеса максимум 5% от стоимости произведенного товара».
Хотя эксперты признают, что иностранных инвесторов отпугивают не только санкции, но и внутренние проблемы РФ. По оценкам Антонова, чтобы капиталы развернулись обратно в Россию, «нужно показать рост ВВП хотя бы на уровне остальных развивающихся стран (на 5,5% в год), а лучше – превысить его, параллельно обеспечив железобетонную защиту права частной собственности». «Но пока российский ВВП растет на 1,5–1,8% в год, международный капитал сюда стремиться не будет, он будет делать ставку на низкий риск и долларовую доходность», – добавляет эксперт.
Между тем вопреки санкциям и иным рискам некоторые инвесторы наращивают вложения в российские ценные бумаги. Штат Калифорния вошел в топ-10 иностранных держателей долговых обязательств РФ, которые сообщают о своих вложениях открыто. Произошло это благодаря пенсионному фонду калифорнийских пожарных и полицейских California Public Employees’ Retirement System (CalPERS). На конец июня CalPERS вложил в долговые бумаги РФ около 460 млн долл. Инвестиции выросли на 8% с конца 2017 года, несмотря на ухудшение отношений РФ и США, передает Интерфакс. И это не единственная американская компания в десятке инвесторов в российские госбумаги.
CalPERS – крупнейший государственный пенсионный фонд США, и американским конгрессменам придется учитывать интересы фонда и калифорнийцев, когда они будут обсуждать следующий раунд санкций, отмечает Bloomberg.
«Тот факт, что пенсионные фонды вложились в российский долг, имеет значение, поскольку они, вероятно, будут выступать против санкций в отношении суверенных бондов, – поясняет старший стратег Union Bancaire Privee Кун Чжоу. – Однако этого может оказаться недостаточно, поскольку обе партии поддерживают идею дополнительного наказания России».
комментарии(0)