0
6238
Газета Экономика Печатная версия

30.09.2018 19:36:00

Регионы спасет крепкий алкоголь

Правительство перераспределит акцизы между Центром и субъектами Федерации

Тэги: правительство, госдума, бюджетная политика, проект, соцрасходы, оборона, налоги


правительство, госдума, бюджетная политика, проект, соцрасходы, оборона, налоги Министр финансов Антон Силуанов готов секвестировать госрасходы ради наполнения «подушки безопасности». Фото РИА Новости

Правительство внесло в Госдуму проект парадоксального бюджета на ближайшие три года. На фоне высоких нефтяных цен власти сокращают социальные расходы и расходы на оборону. А также повышают налоги, наращивают внешние и внутренние заимствования. И все это – ради надувания «подушки безопасности», которая перевалит за половину федерального бюджета. Ради надувания этой «подушки безопасности» правительство пожертвовало доходами населения, экономическим ростом и низкой инфляцией. Такую бюджетную политику можно объяснить подготовкой правительства к финансовой войне с окружающим миром и собственным населением.

С 2019 по 2021 год правительство собирается почти в 4 раза увеличить объем Фонда нацблагосостояния (ФНБ), который власти теперь считают главным своим резервом. Ни одна другая значимая бюджетная статья не демонстрирует столь фантастического роста. С нынешних 3,5 трлн руб. ФНБ будет раздут до 14,3 трлн руб. Именно ради этого надувания резервов в стране повышаются налоги, сокращаются расходы на социалку и оборону, обнуляется экономический рост и разгоняется инфляция. При этом ради экстренного наполнения своей «подушки безопасности» власти наращивают внутренний и внешний долг.

Внутри страны ведомство Антона Силуанова планирует ежегодно откачивать из экономики около 2,5 трлн руб. в виде госзаймов. В 2019 году размещение государственных ценных бумаг Российской Федерации планируется в объеме 2,43 трлн руб., в 2020 году – 2,38 трлн руб., в 2021 году – 2,56 трлн руб. На внешних рынках правительство собирается ежегодно занимать по 3 млрд долл. При этом расходование средств ФНБ практически не предусматривается. «В 2019–2021 годах, согласно бюджетным правилам с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, не предполагается использование средств Фонда национального благосостояния на финансирование дефицита федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации», – сообщается в пояснительной записке к проекту бюджета.

Все три года доходы бюджета будут превышать расходы. Например, в 2019 году в бюджет попадут 19,9 трлн руб., а потратят 18 трлн, соответственно профицит будет 1,9 трлн, или 1,8% ВВП (0,8% в 2021-м).

В следующие два года будут расти как доходы бюджета, так и расходы, а профицит постепенно пойдет на убыль. На 2020 год, например, доходы закладываются в объеме 20,2 трлн руб., расходы – 18,9, профицит – 1,1% ВВП.

На самом деле профицит в экономике будет гораздо больше, но все «лишние» деньги пойдут в кубышку, она же «подушка безопасности» на случай следующих кризисов. По новому бюджетному правилу в 2019 году нефтегазовые доходы от цены нефти Urals свыше 41,6 долл. за баррель пойдут в Фонд национального благосостояния (ФНБ). Раньше отсечение происходило на отметке 40 долл., но так как уже много месяцев стоимость нефти на мировых рынках держится под 80 долл., решено было планку приподнять, но, как видим, не очень сильно. В 2019 году дополнительных нефтегазовых доходов планируется собрать на 3,3 трлн руб. Прогноз на 2020 год – 2,7 трлн при «цене отсечения» 42,4 долл.), на 2021 год – 2,6 трлн руб., которые должны собраться от нефти дороже 43,3 долл. В результате за трехлетку ФНБ должен вырасти с 3,8 до 11,4 трлн руб., или с 3,8 до 12% ВВП.

Образующийся после изъятия нефтегазовых сверхдоходов «бумажный дефицит» планируется закрывать в основном за счет внутренних заимствований: чистое привлечение (доходы от размещения минус расходы на обслуживание долга) в бюджет от этого источника на 2019 год заложено в 1,7 трлн руб., на 2020 год – 1,8 трлн, на 2021 год – 1,6 трлн руб.

Доля расходов на социальную политику в общем объеме госрасходов снижается в 2019 году с 29 до 27,1%. При этом по отношению к ВВП расходы на социальную политику планируется сокращать с 4,6% ВВП в 2019 году до 4% ВВП к 2021 году. Одновременно доля расходов на «общегосударственные вопросы» по отношению к ВВП увеличится с 1,2 до 1,3%. А в структуре всех госрасходов доля «общегосударственных вопросов» увеличится с 7,6 до 7,8% и до 8,1% в 2021 году. Доля расходов на нацоборону составит в 2019 году 2,8% ВВП, в 2020 и 2021 годах – 2,7% ВВП. Доля нацобороны в общем объеме расходов федерального бюджета в 2019 году по сравнению с 2018 годом (17,6%) уменьшится и составит 16,2%. В 2020 и 2021 годах доля нацобороны составит 16,3% и 16,6% соответственно.

Проект предполагает перераспределение акцизов (в том числе на алкоголь) между регионами и центром, к 2024 году предлагается в частности законодательно закрепить передачу 100% акцизов на нефтепродукты в доход региональных бюджетов. Также им могут оставлять не 50, как сейчас, а 80% акцизов на крепкий алкоголь.

«Если мы исходим из требований социального государства, а не фискальных соображений, то получается, что социальные расходы у нас недофинансированы, – считает академик РАН Сергей Глазьев. – В современном социальном государстве три четверти расходов бюджета направляются на нужды социально-экономического развития и лишь одна четверть направляется на традиционные функции государства – оборону, правоохранительную систему, содержание аппарата чиновников и прочее».

Госдума готова рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, во втором – 14 ноября, в третьем – 20 ноября, заявлял на предыдущей неделе спикер нижней палаты парламента Вячеслав Володин. В эти же сроки возможно рассмотрение и проектов бюджетов Пенсионного фонда России, Фонда социального страхования и Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2019–2021 годы, которые вносятся кабмином в рамках бюджетного пакета.

Анализируя проект бюджета, эксперты обращают внимание на то, что лишь частично известно, куда будут направлены бюджетные средства, поскольку 3 трлн руб. попали под секретность, или, иными словами, будут направлены на статьи расходов «национальная оборона» и «национальная безопасность и правоохранительная деятельность».

При этом ожидается рост размера финансирования закрытых статей, общие затраты на статьи «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» и «национальная оборона» за три года будут увеличены на треть по сравнению с текущим бюджетом. Если в 2018 году на эти цели было выделено 5,1 трлн руб., то в 2019 году затраты увеличатся до 5,5 трлн, потом – до 5,9 трлн, а в 2021 году расходы составят 6,6 трлн руб. Это значит, что силовикам ежегодно будет выделяться дополнительно 1,5 трлн руб. из бюджета, а это впятеро больше увеличения трат на медицину и в 12 раз – на образование.

Больше всего вырастут затраты на прокуратуру и Следственный комитет (примерно на 18%), а на ФСБ, МВД, ФСИН расходы увеличатся в пределах 5–10%. «Я не увидел в проекте бюджета особенных изменений, касающихся расходов на социальные нужды, – сказал «НГ» ведущий научный сотрудник «Центра развития» Андрей Чернявский. – Основные изменения структуры этих расходов связаны с пенсионной реформой. Что касается, например, здравоохранения, образования, то там обращает на себя внимание разнесение сумм по национальным проектам. В основном в этом отношении бюджет, на мой взгляд, выглядит инерционно, резких изменений не заметно».

Аналитики также отмечают, что «план Кудрина», к которому было приковано столько внимания перед президентскими выборами 2018 года, давал надежды, что правительство изыщет средства на поддержку разных слоев населения. Однако, как мы теперь знаем, поддержку пенсионеров нынешних по новому закону переложили на плечи пенсионеров-лишенцев, увеличив срок выхода на пенсию мужчин и женщин на 5 лет.

Аналитики Bloomberg напоминают, что план нынешнего председателя Счетной палаты Алексея Кудрина в бытность его руководителем Центра стратегических инициатив предполагал рост социальных расходов – на здравоохранение, образование и инфраструктуру – на 10 трлн руб. в течение шести лет за счет введения налога с продаж (НСП) и одновременного сокращения трат на оборону. Этот план не сработал.

«За последние шесть лет расходы бюджета на образование снизились с 3,7 до 3,5% ВВП, на здравоохранение и спорт – с 3,5 до 3,3%. Затраты же на оборону выросли с 2,5 до 3,1%. Особенно резкий рост был в 2014–2016 годах: с 3,2 до 4,4%», – приводил данные Центр стратегических разработок.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

В нацпроектах технологический суверенитет трансформировался в лидерство

Михаил Сергеев

Список индустриальных инициатив сократился в полтора раза

0
377
Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Президенту докладывают об успехах по автоматизации ручного управления...

Иван Родин

Судебная система пытается реагировать на дефицит кадров

0
637
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
4164
Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Саммит в Баку тонет в словесных баталиях

Договариваться об увеличении расходов на климатические изменения становится все сложнее

0
4044

Другие новости