0
7422
Газета Экономика Печатная версия

26.09.2018 00:09:00

Али Алиев: "Проблемы Севастополя решим"

Известный бизнесмен рассказал "НГ" о том, почему инвестиции в экономику города сверхдоходны

Тэги: али алиев, севастополь, бизнес, крым, южный севастополь, порт, крепость, инвестиции, прибыль, доходы, бельбек, крымский мост, армянск


4-5-1-t.jpg
Али Алиев уверен:
Крым станет
драйвером развития РФ.
Фото из архива Али Алиева

В федеральных СМИ к Крымскому полуострову привлечено большое медийное внимание. Чаще всего это материалы о том, как реализуются большие инфраструктурные проекты или новости об особенностях туристического сезона. При этом информации о реальных внутренних процессах и о социально-экономической ситуации в важном регионе РФ явно недостаточно. Международный инвестор и меценат, известный севастопольский бизнесмен Али АЛИЕВ рассказал журналисту Павлу ЯКОВУ о специфике и проблемах ведения бизнеса в Севастополе, о «точках роста» этого города, о том как он изменится в ближайшие годы.

– Али Магомедович, что вас связывает с Севастополем?

– Для меня как руководителя международной инвестиционной компании, которая реализует бизнес-проекты во многих странах мира, Севастополь – это стратегический инвестиционный проект. Здесь мы успешно развиваем бизнес по логистике зерна в холдинге «Южный Севастополь» и до последнего времени ремонтировали корабли на площадке судоремонтного завода «Южный Севастополь».

– В чем для вас как инвестора особенность ведения бизнеса в Севастополе?

– Бизнесмен обязан мыслить категорией «прибыль». В связи с этим выскажу одну мысль, она, вероятно, удивит, потому как противоречит расхожему мнению, будто санкции «душат экономику Крыма и Севастополя». Мой инвестанализ: после присоединения этой территории к России вложения в экономику Севастополя сверхдоходны. И если не мешать развитию бизнеса, то уже в среднесрочной перспективе он станет самым мощным драйвером экономического роста не только Крыма, но и нашей страны в целом. Предваряю ваш вопрос. Безусловно, западные санкции генерируют дополнительные бизнес-риски, но где риск, там и возможность.

Для того чтобы понять особенности ведения бизнеса в Севастополе, надо четко понимать статус и судьбу этого города. Это не просто военный город-порт, как Владивосток, Норфолк, Гонолулу или Мурманск, и не просто город федерального значения, как Москва и Санкт-Петербург. История складывается так, что Севастополь постепенно превратился в центр, где формируется будущая геостратегия России. Поэтому Севастополь – это не город, Севастополь – это идея, Севастополь – это вызов. Здесь линии напряжения между Россией и Западом, между Россией и Украиной, между Россией и Ближним Востоком. Отсюда, как и во времена Екатерины II, можно влиять на экономику и политику всего Средиземноморья. Безусловно, это хорошо понимает президент Владимир Путин. Более того, геостратегическая миссия Севастополя в приоритетном порядке закреплена в официальной Стратегии развития города до 2030 года! Поэтому Москва вкладывает и еще многие десятилетия будет вкладывать сюда серьезные деньги. И уже на этой большой «бюджетной грибнице» будут расти сотни выгодных частных инвестиционных проектов. Как бизнес-инвестор я ставлю именно на этот сценарий.

– Интересная мысль. Скажите, вы как бизнесмен чувствуете сейчас, в сентябре 2018 года, инвестиционный бум в Севастополе?

– На этот вопрос простой ответ невозможен. С одной стороны, если сложить все дары федерального Центра, то Севастополь действительно получает субсидий больше, чем любой другой город страны. Это безусловная точка экономического роста. Но с другой – эти федеральные целевые программы либо совсем не реализуются, либо реализуются крайне неэффективно.

– То есть вы не рассматриваете будущее Севастополя исключительно как военно-морской базы Черноморского флота по типу «город-крепость»?

– На мой взгляд, такой вариант сомнителен. Ведь современный военно-морской флот – это не просто корабли и пушки, а самые передовые наукоемкие технологии. А кроме того, еще и достойные, комфортные условия проживания для личного состава. В XXI веке офицеры и их семьи не должны жить во времянках и полуказарменных условиях. Но самое главное даже не в этом. Концепция Севастополя как южного форпоста России подразумевает открытие города для всего Средиземноморского региона. Не город-крепость, а город – «визитная карточка». Город – идея и проект. Согласитесь, мир должен завидовать не нашим пушкам, а нашим заводам и производствам, высокоэффективной экономике, туризму, уютной городской среде. Именно ради этих целей необходимо рационально диверсифицировать севастопольскую экономику. Эти цели достижимы только при эффективном частно-государственном партнерстве и масштабных инвестициях из России, Ближнего Востока, Азии и, конечно, стран Запада.

– Честно говоря, ваши слова о чудесных перспективах севастопольского бизнеса не очень коррелируют с известными инфраструктурными проблемами полуострова. Привозить сюда и отсюда грузы до сих пор не так просто…

– Безусловно, о полном снятии глобальных инфраструктурных ограничений речи пока не идет. Но Крым и Севастополь понемногу оправились от украинской инфраструктурной зависимости. Хотя тревожная ситуация в Армянске показывает, что не все так ровно. Тем не менее Крымский мост построили и запустили в эксплуатацию в срок. Совсем скоро вновь заработает железная дорога. Постепенно снимается вопрос энергетической безопасности. Планируется модернизация аэропорта Бельбек. Через год-два ситуация радикально улучшится.

– Представьте, что у вас есть возможность обратиться к любой, даже самой высокой власти. Что бы сказали?

– Сказал бы очень банальную, но от того не менее здравую мысль. И власть, и бизнес делают одно дело – развивают нашу страну, работают на ее будущее. Поэтому мы просто обязаны больше доверять друг другу и использовать наши сильные стороны. При этом у бизнеса в отличие от государства есть очень важное преимущество: мы умеем считать деньги и очень рачительно их использовать. В то время как государство, имея практически бесконечный бюджетный ресурс, часто забывает, что экономика должна быть экономной. Помните, есть такой затертый, еще советский лозунг? Я уверен, если власть просто не будет мешать бизнесу, то мы даже в нынешних условиях увеличим бюджет города в три раза всего за несколько лет.

– Возможно, это так называемые перегибы на местах…

– Полагаете, «лес рубят – щепки летят»? На мой взгляд, это не случайность, а системная проблема. И на собственном опыте, и на опыте севастопольских коллег скажу так: минусов при взаимодействии с властью пока гораздо больше, чем плюсов.

– Какие проблемы есть у севастопольского бизнеса?

– Я вижу два негативных тренда. Первый – рост административных барьеров и, как следствие, повышение рисков хозяйственной деятельности. Причем все это на фоне низкой компетенции чиновников и общей неэффективности регионального госуправления. Кислая картина с реализацией тех же федеральных целевых программ подтверждает мои слова. Второй – странное нежелание нашей бюрократии интегрировать предприятия Севастополя в нормативно-правовое поле России. В связи с этим удивляет то, что мы готовы работать по российским законам и правилам, но нам не дают. Поэтому большинство бизнесов Севастополя до сих пор находятся в серой зоне и, самое главное, не знают, как оттуда выбраться.

– Вы свою позицию доносили до руководства Севастополя?

– Многократно. Как говорится, и в одиночном пилотировании, и в командном. Надежды мы не теряем. На сегодняшний день вокруг меня сформировалась команда единомышленников, и мы будем доказывать нашу позицию всеми легитимными способами. Да, мы в добрых отношениях с Алексеем Чалым. Кстати, в следующем году – выборы депутатов Законодательного собрания Севастополя. Надо чтобы в этом важном органе оказалось побольше разумных людей, способных принимать решения на пользу городу и его жителей. Лично я настоящих патриотов Севастополя буду поддерживать.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Спрос на уголь в мире будет расти, а в России – стагнировать и падать

Ольга Соловьева

Под разговоры об экологии объем сжигания самого грязного топлива увеличивается

0
3953
Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Рублю открывают дорогу к новому ослаблению

Ольга Соловьева

Правительственная комиссия облегчит экспортерам невозврат валютной выручки

0
5898
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин назвал внутренние разногласия в КПК неизбежными; импорт из РФ в Китай в ноябре упал на 7,4%

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 16.12.24

0
3907
Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Прогнозы для России на 2025 год определяются сценариями завершения спецоперации

Ольга Соловьева

Высокие оборонные расходы диктуют новые ограничения для политики и экономики

0
4774

Другие новости