Снижение добычи черного золота способно спровоцировать двукратный рост цен. Фото Pixabay
Из-за введения санкций против Ирана и снижения добычи в Венесуэле с нефтяного рынка может уйти около 2 млн барр. нефти в сутки, что приведет к росту котировок до 150 долл. за барр. Об этом сообщают некоторые американские хедж-фонды. Правда, такие прогнозы делаются на фоне пока что дешевеющей нефти: котировки Brent за неделю снизились примерно на 5%. Эксперты, опрошенные «НГ», назвали прогноз иностранных аналитиков слишком оптимистичным. В будущем цены на черное золото могут не только не повыситься, но даже упасть, предупреждают они.
За неделю нефть марки Brent потеряла на торгах примерно 5%: если в минувший вторник стоимость барреля приближалась к 75 долл., то вчера торги шли уже на отметке 70–71 долл. за баррель. Аналитики объясняют текущее падение котировок появлением данных о росте запасов нефти в США и увеличением добычи в Ливии. Так, в Американском институте нефти (API) зафиксировали рост запасов нефти в США на прошлой неделе на 3,66 млн барр. В свою очередь, агентство Bloomberg сообщило, что добыча нефти в Ливии повысилась до более 1 млн барр. в сутки, что на 40–50% выше уровня июля. «Инвесторы становятся более консервативными из-за опасений по поводу возможного снижения мирового спроса на топливо на фоне замедления темпов роста глобального ВВП, а также параллельного увеличения предложения, – говорит аналитик Hyundai Futures Уилл Юнь. – Сейчас больше причин для пессимизма, чем для оптимизма».
Впрочем, заметную дозу оптимизма добавляют представители хедж-фондов Andurand Capital и Westbeck Capital, которые ждут, что в течение ближайших года-полутора цены на нефть могут повыситься до 150 долл. за баррель с текущих 70–75 долл.
Свои выводы они, в частности, объясняют восстановлением санкций США против Ирана. «По нашим расчетам, к 4 ноября с рынка уйдут 1,3–1,4 млн барр. нефти в сутки. Цифра очень большая, и это с учетом ожиданий того, что США предоставят некоторое послабление санкций ряду импортеров... В конечном итоге выпадение поставок иранской нефти может превысить 2 млн барр. в сутки», – говорят в Westbeck Capital.
Напомним, президент США Дональд Трамп еще в начале мая объявил о выходе из иранской ядерной сделки и последующем восстановлении санкций против Тегерана. Вашингтон потребовал от импортеров с ноября прекратить закупки нефти у Ирана.
Еще одна причина возможного роста цен – снижение производства сырья в Венесуэле. Так, в результате экономического кризиса добыча в этой стране к концу года может сократиться еще на 1 млн барр. в сутки, считают эксперты из Westbeck Capital.
Что примечательно, на фоне оптимистичных прогнозов о колоссальном росте нефтяных цен из-за увеличивающегося спроса на черное золото в Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК) взрывного роста спроса на нефть пока что не ждут. Наоборот, картель незначительно понизил прогноз по росту спроса на нефть в мире в 2018–2019 годах. В частности, ОПЕК снизила прогноз роста спроса на нефть в мире в 2019 году на 20 тыс. барр. в сутки – до 1,43 млн барр. Кроме того, в организации ожидают роста предложения со стороны стран вне ОПЕК на 2,13 млн барр. в сутки. Таким образом, среднегодовой спрос на нефть в 2019 году, по ожиданиям ОПЕК, составит до 100,3 млн барр. в сутки.
Кроме того, ОПЕК понизила прогноз роста спроса на нефть и на текущий 2018 год. В картеле ожидают снижения примерно на 20 тыс. барр. в сутки по сравнению с прошлым прогнозом – до 1,64 млн барр. в сутки. По мнению организации, такое снижение связано в основном с более слабыми, чем ожидалось, данными о спросе на нефть из Латинской Америки и с Ближнего Востока во втором квартале 2018 года. Таким образом, спрос на нефть в мире в 2018 году предполагается на уровне 98,83 млн барр. в сутки, тогда как предложение со стороны стран только вне ОПЕК – 59,62 млн барр. в сутки, следовало из прогноза.
По мнению экспертов «НГ», ожидания хедж-фондов взрывного роста котировок до 150 долл. за баррель все же выглядят чрезмерно оптимистичными. «Действительно, тема санкций против Ирана толкает цены вверх. Но, во-первых, это уже частично заложено в текущих котировках. Во-вторых, сохраняется угроза замедления роста мировой экономики и увеличивается совокупный объем предложения со стороны других поставщиков», – обращает внимание инвестиционный стратег компании «БКС Премьер» Александр Бахтин. По его мнению, более реалистично выглядит нахождение нефти в интервале 60–80 долл. за баррель к концу года.
Сложно согласиться с таким оптимистичным для нефти сценарием, продолжает финансовый аналитик FxPro Александр Купцикевич. «Иран сократит добычу вследствие санкций, но вряд ли кардинально. Совсем недавно иранская нефть была под санкциями, и эти каналы сбыта (преимущественно в Китай) пока еще в силе. Кроме того, ранее санкции в отношении Ирана не вызывали столь бурного роста котировок черного золота», – отмечает эксперт. «Без особых проблем Саудовская Аравия может весьма быстро заместить выпадающие поставки Ирана. Кроме того, Россия и США наращивают собственную добычу. В России она близка к рекорду, но ограничена договоренностями с ОПЕК, а в США никаких квот перед компаниями нет, и ограничения носят логистический характер (как поставлять и кому)», – говорит экономист.
Есть большие сомнения, что весь экспорт Ирана уйдет с рынка, тем более что в июле импортеры побили рекорд в покупках перед введением санкций, говорит аналитик по товарным рынкам компании «Открытие Брокер» Оксана Лукичева.
Не исключено, что цены на нефть даже будут снижаться, предупреждают эксперты. «В рамках сформировавшегося с середины года нисходящего тренда нефть может снизиться к концу года к 67 долл. за баррель Brent. Не исключаю и более негативного развития событий с падением котировок в область 60–62 долл., к минимумам на начало 2018-го. Провал к этим отметкам будет означать возвращение нефти к тренду, сформировавшемуся в начале 2016-го после обвала 2014–2016 годов», – говорит Купцикевич.
«Ссылки на прекращение Штатами закупок нефти у Ирана в ноябре и последующий скачок цен выглядят абсолютно неубедительными. О выходе США из ядерной сделки с Ираном и последующем эмбарго на поставку нефти было известно уже в начале мая. Эта информация уже учтена ценами на нефть. Именно на этой информации цены уже выросли в первой половине мая с 73 долл. почти до 80 долл. за баррель марки Brent», – подчеркивает старший аналитик компании «Альпари» Вадим Иосуб. Для мощного, двукратного роста цен нужна какая-то новая, ранее не известная рынку информация, считает он.
комментарии(0)