Владимир Путин обсудил с участниками форума «Машук» их перспективные проекты. Фото РИА Новости
Поездка Владимира Путина на форум «Машук» показала, как сильно официальная повестка может отличаться от реальности. В кадре мы видим перспективную, социально активную молодежь, которой президент говорит о своем восхищении. За кадром остаются миллионы молодых россиян, не имеющих ни возможностей, ни надежд что-либо улучшить в своей жизни. По экспертным данным, каждый седьмой житель РФ в возрасте от 15 до 24 лет нигде не учится и официально не работает. В сельских населенных пунктах ситуация еще хуже: там свыше 20% молодежи исключено из сферы занятости, образования и профподготовки, и даже тот, кто хотел бы что-то изменить, не может этого сделать.
Президент Владимир Путин посетил молодежный образовательный форум «Машук», который проходит в Пятигорске с 10 по 24 августа. Цель форума – создание коммуникативной среды «для поддержки молодежных инициатив, содействия самореализации молодежи, повышения уровня ее компетенций и навыков, приумножения человеческого капитала». Как сообщают информагентства, участники подарили главе государства планшет, изготовленный из переработанного пластика, показали проекты по восстановлению древних видов искусства, национальных костюмов, архитектуры, по поддержке инвалидов, пропаганде трезвости и т.д.
«Все, что вы делаете, – все востребовано», – уверил участников Путин. Он с восхищением отозвался о работе волонтеров, которые в отличие от бизнесменов (как уточнил президент) безвозмездно, по зову души и сердца, а не ради прибыли, пытаются сделать что-то полезное для общества. «Деятельность добровольцев, волонтеров для государства чаще всего эффективнее, чем бюрократических структур», – добавил президент.
В официальной повестке оказались и другие вопросы, волнующие молодежь, например социальные сети. «Позитив в сетях нужен 100%. Его часто не хватает», – сказал Путин участнику форума, представившему свой медиапроект.
Но поддержка молодежи – это не просто красивые слова. Это комплексная работа, направленная на улучшение условий жизни в каждом населенном пункте, повышение доступности качественного образования, содействие трудоустройству и т.п. Причем такому трудоустройству, которое не только принесет моральное удовлетворение, но и гарантирует финансовое благополучие. На практике же далеко не каждый молодой житель страны имеет возможности для улучшения своего положения.
Свыше 15% российской молодежи в возрасте 15–24 лет относятся к так называемому типу NEET-молодежи (Not in Employment, Education or Training), то есть они исключены из сферы занятости, образования и профессиональной подготовки: они нигде не учатся и не имеют официального трудоустройства. Речь идет более чем о 2 млн человек. Об этом сообщает в своем исследовании социолог, научный сотрудник Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Анна Зудина. В основе исследования – данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ за 2000–2016 годы. Мониторинг представляет собой серию ежегодных опросов.
Тип NEET объединяет две группы молодежи: NEET-безработные, которые не учатся и не работают, но ищут работу и готовы к ней приступить; NEET-неактивные, которые не учатся, не имеют работы и не ищут ее (в том числе незанятые по состоянию здоровья, заботящиеся о маленьких детях или других членах семьи), поясняется на научном портале IQ.hse.ru.
Из исследования Зудиной следует, что в целом по стране на долю NEET-безработных приходится почти 9% всей молодежи в указанном возрасте, на долю неактивных – 6,6%. При этом хуже всего ситуация складывается в сельских населенных пунктах: там доля в целом NEET-молодежи составляет почти 23%, при этом доля безработных – 13,5% от всей сельской молодежи, а неактивных, по той или иной причине смирившихся со своим положением, – около 9%. Для сравнения: в двух столицах в целом на NEET-молодежь (и безработных, и неактивных, вместе взятых) приходится 13,6%, в областных центрах – почти 11%, в городах – около 12% молодых жителей.
Вероятно, в некоторых случаях мы имеем дело с молодежью, которая, находясь на иждивении родителей, пребывает в состоянии «творческого поиска» и имеет все шансы вскоре проявить себя, продолжив обучение, занявшись фрилансом или трудоустроившись. «Творческий поиск», оплаченный родителями, свойственен скорее всего городской молодежи – недаром столицы на втором месте после сельских населенных пунктов по доле NEET-молодежи. Но также можно говорить и о большой доле молодых граждан, которые вынужденно оказались за бортом, – судя по всему, это касается в основном сельской молодежи.
Сельская молодежь нуждается
в создании условий для карьеры и саморазвития. Фото РИА Новости |
Зудина делает важное уточнение: «Статус NEET в настоящий момент не представляется однозначной безвыходной ловушкой для российской молодежи. Вероятность найти работу в следующем году составляет около 50% для безработных NEET и около 30–40% – для неактивных NEET». Но это – если говорить в целом про Россию. В столицах ситуация лучше. А в сельских населенных пунктах у молодежи значительно выше риск застыть в своем состоянии – безработицы и неактивности.
«Вероятность перехода из состояний NEET-безработицы и NEET-неактивности в занятость для столичной молодежи составляют 59 и 32% соответственно. Аналогичные значения для молодежи, проживающей в поселках городского типа (ПГТ) и селах, равняются 37 и 22%. Почти каждый десятый учащийся или занятый в возрасте 15–24 лет, проживающий в ПГТ или селах, в следующем периоде становится представителем группы экономически неактивных NEET, а вероятность соответствующих переходов в городах-столицах составляет около 3%», – сообщает Зудина.
Исследователь обращает внимание на то, что «пребывание в статусе NEET оставляет чувствительный «шрам» на дальнейшей трудовой карьере и материальном благополучии молодежи». «Среди других негативных последствий – риски неформальной занятости, проблемы с физическим и психическим здоровьем, склонность к правонарушениям и потреблению алкоголя и наркотиков, низкий уровень доверия к социальным институтам», – перечисляет Зудина.
С чем, кроме семейных обстоятельств, может быть связана неактивность молодых жителей, например, в сельских населенных пунктах – с апатией, отчаянием, отсутствием возможностей для развития? Как вчера пояснила «НГ» Зудина, «проблема не столько в какой-то «апатии», сколько в отсутствии или уменьшении возможностей для образования и работы на селе. Затраты на переезд в город для поиска рабочего места или продолжения образования могут быть слишком высоки, поэтому молодежь остается на селе, но попадает в статус NEET».
В сельской местности ситуация критическая, проблемы накапливались десятилетиями, подтверждают другие эксперты. «Задача государства и местных органов власти – предлагать программы обучения, создавать условия для развития предпринимательства, чтобы вывести часть молодежи на рынок труда, – говорит доцент Российского экономического университета Людмила Иванова-Швец. – Как показывает практика, там, где местные органы или предпринимательское сообщество создают рабочие места, большая часть вовлекается в трудовую деятельность и получает стимул к дальнейшей трудовой активности».
комментарии(0)