Во Всемирной торговой организации приняли непростое решение по поводу газового спора России и Еврокомиссии. Фото с сайта www.wto.org
Третейская группа Всемирной торговой организации (ВТО) приняла решение по поводу спора России с Еврокомиссией (ЕК) из-за Третьего энергопакета. Решение неоднозначное, каждая сторона – Москва и Брюссель – посчитала именно себя победившей. Так, для РФ сняли ограничения на поставки по газопроводу Opal. Но требование разделения на уровне собственности функций по производству и транспортировке газа сохранилось. Некоторые эксперты считают, что главный мотив ВТО – поддеть Вашингтон.
Минэкономразвития (МЭР) сообщило о положительном решении Третейской группы по поводу энергетического спора в рамках ВТО между РФ и ЕК. Сообщается, что спор был инициирован правительством РФ в апреле 2014-го в связи с реализацией Третьего энергопакета и других мер, «которые приводили к дискриминации российского газа и российского поставщика услуг трубопроводного транспорта – «Газпрома».
По характеру и охвату мер спор назван беспрецедентным. «В качестве третьих сторон приняли участие девять членов ВТО: Китай, Япония, США, Бразилия, Индия, Колумбия, Корея, Саудовская Аравия и Украина», – пояснили в министерстве.
«Исход разбирательства для РФ по ключевым с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории Евросоюза положителен, – заявили в МЭР. – Это позитивный прецедент, дающий возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке ЕС».
Как сообщает министерство, «Третейской группой признаны неправомерными количественные ограничения поставок российского газа по газопроводу Opal, включая 50-процентное ограничение на использование мощностей трубопровода, а также требования продажи определенного количества газа на открытом рынке; дискриминационные правила сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых иностранными лицами, в Литве, Венгрии и Хорватии; дискриминационные преимущества инфраструктурным проектам..., в случае если они нацелены на поставку газа не из РФ».
Другими словами, ВТО признала неправомерными такие принципы ЕК. «Во-первых, ограничение по использованию «Северного потока» лишь на 50%. Во-вторых, требование к иностранным инвесторам в трубопроводные системы в Евросоюзе доказывать, что их контроль над этими трубопроводами не угрожает безопасности поставок газа в ЕС. В-третьих, предоставление Еврокомиссией преференций трубопроводам и газу из третьих стран, к примеру, из Азербайджана, в то время как в аналогичных преференциях отказано российским трубопроводам и российскому газу», – приводит ТАСС пояснения близкого к институтам ЕС эксперта.
«Решение Третейской группы создает предпосылки для выравнивания конкурентных условий для текущих и будущих российских проектов в Европе», – добавляет МЭР. В ближайшее время сторонам предстоит договориться о дальнейших шагах. Доклад Третейской группы должен быть утвержден органом по разрешению споров ВТО не позднее 60 дней с даты его официального опубликования, то есть не позднее 9 октября 2018 года.
Правда, как отмечают аналитики ТАСС, «вердикт ВТО вышел сложным и полным нюансов, что позволило обеим сторонам заявить о поддержке арбитрами их аргументов».
Так, Еврокомиссия сделала вывод, что ВТО «отвергла многие из российских аргументов». Брюссель считает победившим именно себя, а не Москву. В Еврокомиссии указывают, что ВТО поддержала входящие в Третий энергопакет требования ЕС по разделению производящих (генерирующих) и транспортных энергетических активов в Европе. По тем пунктам, которые были удовлетворены в пользу России, ЕК пообещала проанализировать решение ВТО.
Опрошенные «НГ» эксперты не ждут каких-то особых преобразований на газовом рынке ЕС и заметных «бонусов» для «Газпрома». «На практике решение Третейской группы скорее всего ни к каким существенным изменениям в противостоянии ЕК и «Газпрома» не приведет», – полагает управляющий партнер Экспертной группы Veta Илья Жарский. По его словам, Третейская группа – все же не судебный орган, «поэтому ее решение по факту может быть просто проигнорировано любой из сторон без каких-то серьезных последствий особенно для Еврокомиссии».
«То, что функции транспортировки и добычи газа должны разделяться, конечно, проблема для «Газпрома». Дискриминацией здесь, на мой взгляд, можно считать требование продать газотранспортные активы Евросоюзу либо передать их под управление независимым компаниям опять же из ЕС. Вопрос в том, насколько они будут независимы от самого ЕС?» – рассуждает доцент Российского экономического университета Сергей Ермолаев.
Хотя директор Института актуальной экономики Никита Исаев замечает: «Третий энергопакет подразумевает несколько вариантов владения и управления газопроводами. Не обязательно отказываться от собственности. Так, газопроводом Opal управляет не «Газпром». Спорные моменты могут возникать в будущем при эксплуатации «Северного потока – 2», если компания Nord Stream 2 AG будет вынуждена передать управление сторонней организации».
Как стало известно в пятницу, компания Nord Stream 2 AG подала заявку на альтернативный маршрут строительства газопровода «Северный поток – 2» в Дании, параллельно продолжая ожидать разрешения властей этой страны на строительство первого, основного маршрута – передает «Прайм» со ссылкой на компанию. При этом ранее сообщалось, что Nord Stream 2 AG также разработала маршрут газопровода в обход Дании без удорожания для проекта.
Эксперты спорят о мотивах ВТО. «Решение ВТО укладывается в рамки достигнутых ранее договоренностей России и Европы. Каждая сторона пошла на уступки: «Газпром» разрешил реэкспорт газа в Европе и приравнял цены для стран Восточной Европы к ценам для западных стран (об этом см. «НГ» от 15.03.17). А Еврокомиссия в ответ отменяет ограничения для газопровода Opal – сухопутного продолжения «Северного потока». Европейцы и так смогли добиться от «Газпрома» выгодных условий. Им нет смысла продолжать тяжбу: рыночные рычаги влияния оказываются более эффективными», – говорит Исаев.
Но есть и другое мнение. «В сложившейся ситуации необходимо понимать один момент. Любые действия мировых институтов и организаций навстречу России продиктованы желанием этих институтов и организаций противостоять президенту США Дональду Трампу с его политикой защиты американской экономики, – считает член президиума «Опоры России» Ирина Капитанова. – Искать каких-либо иных реверансов в сторону «Газпрома» в частности и России в целом не следует». «Соответственно нам не стоит обольщаться внезапной благосклонностью ВТО. За всем этим стоит четкий расчет», – продолжает эксперт.
Ранее Трамп уже называл ВТО бедствием, так как организация «делает почти невозможным ведение бизнеса для США». Затем появлялись новости о готовящемся выходе США из ВТО (см. «НГ» от 03.07.18). И хоть министр финансов США Стивен Мнучин впоследствии опровергал эти предположения, все равно события вокруг торгового противостояния США с остальными странами подливали масла в огонь. Вводимые Вашингтоном разнообразные пошлины уже стали поводом пожаловаться в ВТО на США для России, Китая. При этом сами Штаты через ВТО пожаловались на решения Китая, ЕС, Канады, Мексики и Турции ввести ответные пошлины.
комментарии(0)