Фото агентства городских новостей "Москва"
Счетная палата обнаружила не только невыполнение старых целей, поставленных президентом, но утверждает, что и новые выполнены быть не могут. Ведомство Алексея Кудрина отметило что численность работников в малых и средних предприятиях (МСП), которая должна была к 2018 году составить 20 млн, почти на миллион меньше, а государственная статистика не ведет учет вклада МСП в ВВП страны, хотя чиновники активно пользуются этим показателем.
Цель, поставленная президентом Владимиром Путиным в 2016 году увеличить численность работников в малых и средних предприятиях (МСП) до 20 млн человек к 2018 году, пока не достигнута, сообщила во вторник Счетная палата. На 1 июля 2018 года там работали 19,2 млн человек.
В ведомстве, которое теперь возглавляет бывший министр финансов Алексей Кудрин, также обратили внимание, что невозможно будет выполнить и новую стратегическую цель – довести к 2024 году вклад малого и среднего предпринимательства в ВВП страны до 40%. Аудиторы обратили внимание, что такие показатели, как «вклад МСП в ВВП» и «вклад МСП в ВРП» в настоящее время госстатистика в РФ не наблюдает. Кроме того, в действующей Стратегии развития МСП эта цель даже не учтена.
Однако еще в апреле Минэкономразвития (которому, кстати, в последнее время и подчиняется Росстат) уверенно докладывало о «ненаблюдаемых» цифрах. Доля малого и среднего бизнеса во внутреннем валовом продукте (ВВП) страны составляет 22,3%, значит, она должна увеличиться через шесть лет на 17,7%, говорилось в докладе директора департамента развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции МЭР Максима Паршина.
В Минэкономразвития во вторник сообщили, отреагировав на критику Счетной палаты, что ее замечания уже учтены в паспорте национального проекта МСП. И действительно, в паспорте нам не удалось найти упоминания о вкладе МСП в ВВП. Там основными целями указано количество занятых, причем срок достижения 20 млн человек теперь перенесен на 2020 год, а к 2024 году их должно стать 25 млн. Кроме того, среди МСП с 6 до 10% должно вырасти количество экспортеров, а объем кредитного портфеля вырастет по плану с 4 до 9 трлн руб.
В МЭР объяснили, почему не удалось достичь показателей, о которых говорится в аудиторском отчете. Оказалось, что предыдущий план верстался при условии ежегодного финансирования в размере около 16 млрд руб., но фактическое финансирование программы было сокращено на треть.
Доля малого и среднего бизнеса в России (МСБ) очень сильно отстает от развитых и развивающихся стран. В США, Турции и Японии это от 53 до 56%, в европейских странах и Китае – около 60%.
По мнению экспертов, опрошенных «НГ», государству удобнее работать с крупным бизнесом, а большинство «малышей» либо не знают о мерах господдержки, либо предпочитают не связываться с властями, чтобы не привлекать к себе лишнее внимание. Кроме того, эксперты не исключают, что показатели массовости вовлеченности в этот бизнес могут быть выполнены просто за счет переманивания МСП из тени на свет.
«Статистика не показывает, как живет этот бизнес, большая часть которого является самозанятостью и находится на грани выживания. Предприятия обеспечивают работой три-пять человек, что приносит им доход на уровне средней зарплаты госслужащих в регионе, – сказал «НГ доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Виктор Солнцев.
По его словам, господдержку получает 1% компаний, причем зачастую размеры кредитов превышают разумные пределы для малого и среднего бизнеса. «Поддерживают «свои» компании, которые часто оказываются однодневками и «грантоежками». Основную массу господдержка не интересует, потому что за нее требуют очень серьезную отчетность, комиссионные, незаконные выплаты из этих же средств. В итоге можешь попасть на карандаш как будущий растратчик государственных средств», – поясняет Солнцев.
Эксперты считают, что увеличение вклада в российскую экономику МСП может произойти чисто статистически. Если сейчас в этой сфере занято 19,2 млн человек, то прибавление 19 млн человек, работающих сейчас в тени, даст свыше 38 млн. Таким образом, к 2024 году реально нужно вовлечь в этот бизнес только 2 млн человек.
«Чисто математически у нас станет 40 млн человек, занятых в этом секторе, и оборот тоже увеличится с 68 до 80–90 трлн руб. Но на самом деле вся эта отчетность называется симуляцией», – говорит Солнцев.
По итогам прошлого года общий портфель кредитов, выданных МСП, составил 5,9 трлн руб. При этом специально созданный институт развития «Корпорация МСП» предоставил 3,3 тыс. гарантий и поручительств на общую сумму 86,7 млрд руб., что позволило свыше 1 тыс. малых и средних предприятий привлечь займы на 97,6 млрд руб.
«Некрупные бизнесмены не приходят за госпомощью, потому что они либо не знают о конкретных формах поддержки, либо не способны выполнить все формальные условия, – считает генеральный директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Нужны другие организационные форматы – удобные всем формам бизнеса». Глава Корпорации развития Московской области Кирилл Бычков считает, что сейчас все больше задач по развитию регионов ставятся перед муниципалитетами, которым дали больше полномочий в работе с МСП. По его словам, из проектов, которые корпорация привлекла в 2018 году и которые уже реализуются, около 25% – это проекты малого и среднего бизнеса. «Все они участвуют в программах господдержки», – сказал «НГ» Бычков.
Вместе с тем складывается ощущение, что отношение власти к этому сектору бизнеса не до конца сформировано, не до конца понятно, как его регулировать, стимулировать. Аналитики Центробанка, например, в своем недавнем отчете отмечали, что для решения задачи по повышению темпов роста совокупной производительности факторов нужно концентрироваться на создании условий не только для развития эффективных средних и малых компаний, но и перехода их в категорию крупных. Конечно, это мнение не самого ЦБ, но оно вполне красноречиво сигнализирует о проблемах властей с этим сектором, для них крупный – просто удобнее, его легче загонять в матрицы.
«Государство старается ограничить бесконечные проверки МСП налоговыми и иными контролирующими органами. Однако, этого недостаточно для создания драйвера роста. Пока конкурентная среда играет в пользу крупных компаний, – сказал «НГ» профессор РЭУ имени Г.В. Плеханова Константин Ордов. – МСП нуждаются в соблюдении всеми участниками рынка антимонопольного законодательства, а также ликвидации избыточных надзорных и контролирующих функций, тогда и без госфинансирования начнет резко развиваться МСБ, достигнув европейского уровня».
«Господдержка малого и среднего бизнеса осуществляется и в сфере финансов – субсидии и компенсации, бюджетные инвестиции, налоговые каникулы для ИП, и имущественная – льготная аренда государственного и муниципального имущества, а также информационная и консультационная. Однако предприниматели об этом плохо информированы и зачастую не могут понять, как выбрать и получить подходящий им вид господдержки, – сказала «НГ» директор по маркетингу GetResponse Россия Юлия Ракова.
«Вертикальные связи малого и среднего бизнеса с государством в России сейчас налажены, но недостаточно хорошо, – сказал «НГ» предприниматель Александр Бородич. –Большой шаг с выстраивании отношений с властями будет сделан, когда будет запущен московский супер-кластер и единая ИТ-платформа – Инновационно-производственный кластер. Он поможет решить и вторую задачу. Ведь сейчас государство поддерживает крупный бизнес, потому что знает его проблемы, с помощью инновационно – производственного кластера (платформы) любая небольшая компания станет более заметна, сможет заявлять о себе, а значит на понятных условиях найти на новый перспективный проект дополнительное финансирование, как со стороны госструктур, так и через венчурных инвесторов».
комментарии(0)