Добычу нефрита активно стараются вернуть под контроль государства. Фото с сайта www.asiarussia..ru
Нефрит для Бурятии после развала СССР стал «драгоценным проклятием» – добыча камня, который очень ценится в Китае, долго велась полулегально и приносила баснословные прибыли только некоторым бизнесменам и покрывающим их чиновникам. Общество и государство получали лишь крохи, да и в целом такая ситуация выглядела как какой-то странный атавизм.
Уже несколько лет нефритовую отрасль активно возвращают под государственный контроль, и сейчас, по оценкам экспертов, 95% сферы удалось декриминализовать. Достаточно взглянуть на статистику только по Баунтовскому району. Если в 2014 году было задержано 796 нелегальных добытчиков у которых изъято 3 единицы оружия и 7600 кг нефрита, то уже в 2015-м задержали 299 человек и изъяли 3602 кг нефрита, а в 2016 и 2017 годах тенденция на снижение продолжилась и были задержаны 34 и 101 человек, при которых нашли 2478 и 62 кг нефрита соответственно. Цифры наглядно демонстрируют, что с крупномасштабным разгулом черных старателей в республике удалось покончить. Осталась только «мелочевка», которую продолжают выявлять и постепенно, шаг за шагом, нейтрализовывать.
А недавно правоохранительные органы столкнулись с весьма странной ситуацией, очень похожей на попытку серьезного бизнеса остаться в 90-х. Как сообщают бурятские СМИ, несколько месяцев назад один из известных в нефритовой отрасли местных предпринимателей – Александр Секерин, стал фигурантом уголовного дела по факту незаконной предпринимательской деятельности в сфере добычи нефрита, а следом и второго, связанного с контрабандой этого нефрита за пределы страны.
Широкой публике Александр Секерин стал известен в апреле 2018 года, отмечает «Байкал Медиа Консалтинг» (18.07.18). «Тогда в федеральном МВД сообщили об успешной операции по пресечению незаконной предпринимательской деятельности по добыче нефрита. Силовики также изъяли и приобщили в качестве вещдоков к уголовному делу более 110 т камня стоимостью более 100 млн руб.», – отмечает СМИ. Ссылаясь на «Информ Полис», издание сообщает, что «уголовку» (п. б ч. 2 ст. 171 УК РФ) на Секерина завели 30 марта этого года за добычу нефрита без лицензии на Горлыкгольском месторождении в Окинском районе. Причем в деле фигурирует конкретный временной промежуток: незаконная добыча, по версии правоохранителей, велась в 2016 и 2017 годах.
Секерин еще в 2002 году получил право пользования участками для добычи нефрита «на бесконкурсной основе», что позволило созданному им предприятию «Сибирьгеология» вести добычу «с жил под номерами 10, 36 и 37». Однако в 2014 году выездная проверка комиссии Федерального агентства по недропользованию (Роснедра) показала, «что жилы под номерами 36 и 37 лежат за пределами границ лицензионного участка «Сибирьгеология», при этом «добыча нефрита Секериным не прекращалась и выходила за пределы выделенных ему участков».
Фото со страницы Александра Секерина
в социальной сети "Мой мир" |
Нужно отметить, что через год Роснедра провели конкурс на разработку нефрита в Окинском районе, который выиграл другой недропользователь, получив в распоряжение протяженную территорию, куда фактически вошли и жилы под номерами 36 и 37 со спорными границами. Ситуация складывалась неоднозначная, получалось, что один игрок рынка вне закона вел добычу на участке другого...
Как пишет БМК, в 2016 году Секерин, «почувствовав, что у него могут возникнуть проблемы с точки зрения законности недропользования, решил оспорить итоги конкурса в арбитражном суде. В исковом заявлении он признал, что жилы № 36 и 37 лежат за пределами его участка. Спустя два месяца, видимо, поняв оплошность, Секерин заявление из суда забрал», однако «следователи считают сам факт с подачей и отзывом искового заявления явным доказательством того, что руководитель «Сибирьгеологии» имел умысел на незаконную добычу нефрита на жилах (№ 36 и 37)», которые формально теперь находятся в пределах лицензионного участка другого недропользователя.
Поскольку жилы № 36 и 37 «на момент добычи уже были в статусе спорного объекта, а по заключению Роснедр в 2014 году (!) вообще находились за пределами лицензионного участка Секерина, то последний не имел права ничего там добывать», пишет БМК, и после подсчета получилось, «что заслуженный геолог незаконно добыл около 180 т нефрита-сырца», что и легло в основу первого уголовного дела.
Второе дело, по данным СМИ, появилось в результате анализа таможенниками экспортной деятельности «Сибирьгеологии». Бурятские таможенники проследили связь между незаконно добытым и незаконно вывезенным этой компанией в Китай нефритом. Как пишет БМК, в 2016 году Секерин заключил с одной из китайских фирм «контракт на поставку 50 т нефрита-сырца общей стоимостью 750 тыс. долл.», и уже в следующем году через госграницу за три месяца было перевезено «более 10 т нефрита стоимостью около 160 тыс. долл. (8 млн руб.). Все бы ничего, но Секерин указал в таможенной декларации, что перевозимый им ресурс добыт на его лицензионных участках, в частности на жилах № 36, 37 и 10», – отмечает издание.
Однако таможенники, учитывая материалы дела МВД и то, что первые две жилы с 2015 года находятся на участках другого пользователя, а на жиле № 10 в 2016 году добычи не было, «пришли к выводу, что Секерин продал китайцам незаконно добытый нефрит, то есть совершил контрабанду, пишет БМК. Все это заставляет задать еще один вопрос: если объемы легальной добычи были далеки от заявленных, откуда же мог взяться вывезенный камень? Неужели был скуплен у мелких черных старателей, которые, несмотря на усилия властей, все еще наносят ущерб региону?
«В итоге после проверок в начале июля этого года на предпринимателя завели уголовное дело за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов (по ч. 1 ст. 226 УК РФ)», сообщает БМК. Отметим, что наказанием за такие деяния, согласно УК, может стать лишение свободы на срок от трех до семи лет с большим штрафом. С учетом возможных санкций, связанных с незаконной добычей нефрита, срок может накопиться весьма приличный, и в этом случае даже звание заслуженного геолога для Секерина не станет индульгенцией. Более того, четкие и прозрачные действия силовиков по громкому делу такого известного в добывающей отрасли деятеля могут быть использованы властями для того, чтобы показать всем раз и навсегда: работать надо только в рамках закона и теперь снисхождения не будет никому. Остается надеяться, что и Секерин, и еще некоторые предприниматели будут достаточно мудры, чтобы понять и принять этот сигнал.
комментарии(0)