Каждая третья заправка в стране торгует контрафактом. Фото агентства «Москва»
Бензин сильно не подорожает в следующем году, обещают в Минэнерго: рост цен будет в пределах запланированной 4-процентной инфляции. Правда, пока топливный рынок не слишком «слушается» чиновников. Рост цен на бензин в разы опережает официальную потребительскую инфляцию. Если с начала года стоимость бензина по стране увеличилась на 9,5%, то в целом рост цен составил лишь 2,5%. Очевидно, следует ждать дальнейшего удорожания топлива – вслед за ценами производителей, которые, по Росстату, с начала года подскочили на 25%. Замедлить же рост бензиновых цен может либо падение внутреннего спроса на топливо, либо фантазия автозаправщиков.
В Минэнерго не прогнозируют сильного роста цен на бензин в 2019 году, несмотря на повышение акцизов с 8,2 тыс. до 12,3 тыс. руб. на тонну. Об этом, в частности, сообщил замминистра энергетики Павел Сорокин. «Мы считаем, что при текущих параметрах налогового маневра (в нефтяной отрасли. – «НГ») и с учетом последних макропрогнозов принятых мер должно хватить для удержания роста цены на бензин в 2019 году на уровне околоинфляционных ожиданий», – приводит его слова ТАСС. По прогнозам Минэкономразвития, инфляция в РФ к концу 2019 года составит около 4,3% в годовом выражении.
Напомним, с начала года топливо в России дорожает опережающими темпами. Разгон цен заставил власти пойти на экстренные меры – снизить акцизы на бензин и дизель и отказаться от плана повысить их с 1 июля. Правительство также договорилось с нефтяными компаниями о «заморозке» цен на топливо и увеличении поставок на внутренний рынок и пригрозило повысить экспортные пошлины на нефтепродукты, если подорожание бензина продолжится.
Вместе с тем пока что обещания властей о «росте цен на бензин в пределах инфляции» выглядят несколько фантастически. К примеру, только с начала этого года цены на бензин в целом по стране подскочили на 9,3%. Причем на популярный у населения АИ-92 расценки выросли за тот же период на 9,7%, на дизельное топливо – почти на 10%. В целом же рост потребительских цен был более сдержанным – с начала года уровень инфляции составил скромные 2,5%. Очевидно, стоит ждать дальнейшего повышения расценок на топливо. Согласно обнародованным в среду данным Росстата, цены производителей на автомобильный бензин с начала года выросли на рекордные 25,7%. На дизель – на 17,7%. Заметим, в аналогичный период прошлого года рост цен производителей был более сдержанным – 11 и 2,6% соответственно.
Впрочем, не исключено, что заверения чиновников о незначительном росте цен на топливо в следующем году не более чем просто убаюкивающие речи. К примеру, ранее в июле тот же Сорокин обещал, что в текущем году цены на бензин также вырастут «в пределах инфляции». «Те меры, которые сейчас приняты, – это и поставки дополнительных объемов на биржу, снижение оптовых цен, ответственность компаний, которые к этому вопросу ответственно подходят, и снижение акцизов – они должны помочь удержать цены в пределах инфляции, около инфляционных темпов», – рассказывал чиновник. «Мы ожидаем, что в обозримом будущем они будут оставаться стабильными», – добавлял Сорокин.
Подобную точку зрения поддерживали и в Федеральной антимонопольной службе (ФАС). Принятые правительством меры по снижению цен на бензин стабилизируют ситуацию на этом рынке, резкого скачка цен не ожидается, обещал замглавы ФАС Максим Овчинников. Примечательно, но коллега Овчинникова, замглавы ФАС Анатолий Голомолзин, ранее не видел причин для долгосрочного снижения стоимости бензина.
При этом, по мысли правительственных чиновников, ситуация с топливными ценами уже как бы «стабилизировалась» сама собой. «Как и ожидалось, темп роста цен на бензин в июне снизился до 2,1% месяц к месяцу с 5,6% месяц к месяцу в мае, что было связано с реализацией мер по стабилизации ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов», – говорится в комментарии Минэкономразвития «Картина инфляции. Июль 2018 года». Примерно об этом же рапортуют и в Минэнерго. «В мае правительство РФ приняло оперативное решение о введении ряда фискальных мер, в результате чего в настоящее время цены на топливо стабилизировались. Кроме того, на сегодняшний день на рынке существует необходимый объем топлива для обеспечения внутренних потребностей страны, дефицита не наблюдается», – сообщают «НГ» в ведомстве Александра Новака.
Другой вопрос, а значит ли это, что когда чиновники обещают «стабилизацию» и отсутствие «ценовых шоков», то следует ожидать и снижения цен на топливо? Ведь как еще вернуть по итогам всего года рост бензиновых цен к уровню инфляции, если уже сейчас мы имеем прирост за период с января по июль более чем на 9%? Получается, надо, чтобы в ближайшие месяцы бензин резко подешевел, чего в России не бывает.
Пока чиновники надеются сдержать рост цен на топливо «словесными интервенциями», участники рынка придумывают, как им совместить несовместимое: создать видимость стабилизации цен и при этом удовлетворить свои аппетиты. В Федерации автовладельцев России ранее выяснили, что на российских автозаправочных станциях (АЗС) практически повсеместно распространена практика недолива бензина или дизеля. 76% АЗС при заправке недоливают от 5 до 20% топлива, рассказывали в организации. Кроме того, фактически каждая третья автозаправка в стране и вовсе торгует контрафактом, сообщали в Росстандарте. Общий объем некачественного топлива на рынке эксперты оценивали не менее чем в 10 млн т.
Заявления чиновников Мин-энерго о том, какими будут цены на бензин в 2019 году, эксперты «НГ» считают чересчур оптимистичными. «Рассуждать о ценах на бензин следующего года можно без опасения, что этот прогноз не состоится, – к этому времени о нем все забудут», – говорит аналитик компании «Алор» Алексей Антонов. Эксперт напоминает, что в России в отношении цен на большинство товаров и услуг действует механизм так называемого храповика. «Цены могут расти, но никогда не снижаются, если условия в экономике становятся более благоприятными. Цены в последнем случае просто стоят на месте, и, как правило, недолго», – указывает он. Кроме того, в 2019 году нас ждет повышение НДС на 2 процентных пункта, а значит, и общий уровень цен будет расти темпами, опережающими темпы 2018 года, рассуждает он.
Исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко и вовсе считает, что такое предварительное заявление Минэнерго о диапазоне роста бензиновых цен в следующем году – это завуалированное госрегулирование. «Объявленный Минэнерго и ФАС предел роста розничных цен становится ориентиром для вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК), которые на своих подведомственных АЗС поддерживают рост розничных цен «не выше уровня инфляции», поскольку такой «процесс ценовой стабилизации» жестко контролируется ФАС, – поясняет он. – Розница ВИНК может работать в таких условиях даже с убытком, поскольку основной доход при реализации топлива они получают в оптовом звене, а главная цель розницы ВИНК – это наращивание объемов реализации, а не получение дохода».
комментарии(0)