Аргументы бизнес-омбудсмена Бориса Титова о пагубном влиянии повышения НДС на рост экономики большинство депутатов проигнорировали. Фото с официального сайта Государственной думы РФ
В третьем, окончательном чтении депутаты Госдумы одобрили закон о повышении с 1 января 2019 года налога на добавленную стоимость (НДС) с 18 до 20%. Эта мера чрезвычайно непопулярна у экономистов и бизнесменов, которые в один голос говорят не только о ее неэффективности, но и о вреде для роста экономики и доходов граждан. Однако широким слоям населения тема не столь понятна, как денежное изъятие из их карманов за счет переноса срока выхода на пенсию. На митинги из-за ставки НДС толпы народа не пойдут. Вероятно, поэтому власти и решили скорее протолкнуть такую налоговую новацию через Госдуму, в которой, кстати, все партии, кроме одной, выступили против повышения НДС.
Цена вопроса – около 2 трлн руб. за ближайшие три года, которые за счет этой меры Минфин хочет найти для реализации национальных целей майского указа (всего на них надо 8 трлн). Первый вице-премьер – министр финансов Антон Силуанов обещал направить эти деньги на здравоохранение, образование, цифровизацию и инфраструктуру. Он надеется, что за их счет в России увеличится инвестиционная активность и темпы роста экономики, так как они будут вкладываться в новые дороги, аэропорты и т.д.
В качестве сладкой оболочки для горькой пилюли Силуанов обещал бизнесменам ускорить в следующем году возмещение НДС, за счет чего те якобы получат 100 млрд руб. дополнительно к своим оборотным средствам. Кстати, почему нельзя сделать наоборот – сначала отладить механизм возвращения НДС, а потом повышать сам налог – непонятно.
А премьер Дмитрий Медведев, пропагандируя новый налог, рассказывал, что старые льготы сохраняются, а ведь их могли бы и отменить. Вчера действительно в законе подтвердили сниженный (от 10 до 0%) НДС на детские товары, лекарства, авиаперелеты в Крым и на Дальний Восток. Сохранили льготные ставки и автопроизводителям.
Госдума приняла закон об НДС без оглядки на бизнес и население. Фото с сайта www.duma.gov.ru |
Уловка с планировавшимся, но отмененным ухудшением применена еще раз: авторы закона смилостивились и не стали повышать, как планировали, до 34% страховые взносы в социальные внебюджетные фонды, оставив их на текущем уровне – 30%.
Презентуя вчера законопроект, председатель Комитета по бюджету и налогам Андрей Макаров уверял, что предприниматели готовы на жертвы. «Бизнес, придя сюда, в Государственную думу, сказал: мы понимаем, что это наш вклад в развитие страны», – заявил Макаров.
По мнению же бизнес-омбудсмена Бориса Титова, эта налоговая мера означает, что расплачиваться за нацпроекты придется малому и среднему бизнесу. Он привел данные социологов, согласно которым 82% предприятий еще не вышли из кризиса. «Повышать налоговую нагрузку на бизнес в таких условиях – значит просто остановить рост», – считает Титов.
При этом не исключено, что бизнес придумает особые схемы для снижения издержек. «В случае упомянутого повышения НДС меньшая часть предпринимателей пойдет цивилизованным путем, минимизируя вынужденные издержки ростом производительности труда и внедряя в производство инновационные управленческие решения. Многие прибегнут к старым проверенным схемам, сокращая рабочие места, снижая зарплату, частично уходя в тень или просто перенося налоговые потери на себестоимость конечной продукции», – сообщили вчера специалисты Высшей школы экономики (ВШЭ).
Как считает руководитель Центра макроэкономического анализа Альфа-банка Наталия Орлова, прямым последствием повышения ставки НДС будет вычет из экономического роста 0,6% ВВП и ускорение инфляции на 1 процентный пункт. «Именно по этой причине правительство недавно понизило свой прогноз роста на 2019-й с 2,1% до 1,4% (наш прогноз составляет 1%). К середине 2019 года годовая инфляция может выйти на уровень 4,5–5%», – говорит эксперт.
Хотя Орлова уверяет, что повышение НДС – это разовый шок и негативные эффекты от него ограничатся началом и серединой 2019 года, бизнес реагирует с упреждением. По данным Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний ВШЭ в ожидании анонсированного увеличения НДС уже произошло ухудшение индекса экономического настроения. «После регулярного девятиквартального подъема и выхода в первом квартале – впервые за последние четыре года – в благоприятную зону во втором квартале 2018-го деловой климат изменил вектор движения, опустившись до 99,2 пункта, хотя заметных макроэкономических предпосылок для подобного отрицательного маневра не наблюдалось», – сказал «НГ» директор центра Георгий Остапкович. По его мнению, среди основных «антидрайверов» оказался рост инфляционных ожиданий из-за повышения цен на топливо и планов поднять ставку НДС.
«Закон о повышении ставки НДС проталкивался быстро, можно сказать, впопыхах, без должной экспертной оценки, без круглых столов экономистов хотя бы на базе того же Минфина, – сказал «НГ» эксперт Международного финансового центра Владимир Рожанковский. – Если страна хочет покончить с советской моделью экономики, где высокотехнологичный военно-промышленный комплекс соседствовал с деградировавшей потребительской промышленностью, то НДС надо не повышать, а, наоборот, понижать. А новый налог – если он действительно нужен – вводить на предметы роскоши».
Есть, однако, среди экспертов и те, кто позитивно оценивает правительственную инициативу. «Госдума и правительство игнорируют мнение бизнеса по поводу небольшого повышения НДС потому, что повышать НДС – это правильно, доходы бюджету нужны в том числе на развитие России, а ни к какому серьезному росту цен повышение НДС до 20% не приведет. Кроме того, НДС – более справедливый налог, так как берется он с произведенной и реализованной продукции, – возражает шеф-аналитик компании TeleTrade Петр Пушкарев. – НДС на самом деле можно было бы поднять и выше, но уже только взамен на радикальное снижение соцпакета налогов на фонд оплаты труда с нынешних 30% до 20% или даже до 15%».
Пушкарев добавляет, что высокий налог на фонды оплаты труда приводит к уводу половины зарплат в тень, и надо дать им оттуда выйти: «Необходимо провести эксперимент хотя бы в трех-четырех пилотных регионах. Возможно, такой налоговый маневр позволит избежать повышения пенсионного возраста либо провести его намного мягче».
«Эффект от реализации предполагаемых новых нацпроектов просчитать не представляется возможным. Современная налоговая политика в нашей стране затрудняет развитие производства, а остающаяся на высоком уровне ключевая ставка Центробанка ухудшает условия кредитования предпринимателей», – сокрушается специалист Центра аналитики и финансовых технологий Константин Кузьмин. По его словам, НДС – самый инфляционный налог. «Можно ожидать повышения цен на потребительские товары, прирост инфляции должен составлять около 1,5%», – говорит Кузьмин.
«Повышение налогов – самый простой способ привлечь дополнительные деньги в бюджет: не надо проводить реформы, диверсифицировать экономику, – сказал «НГ» управляющий активами компании ICBF Алексей Федоренко. – Как показывает история, в том числе нашей страны, государство куда менее эффективно распоряжается деньгами, чем бизнес, так что возникает самый важный вопрос: куда будут уходить дополнительные доходы? На строительство дорог и латание дыр в бюджете или на инвестиции в будущее страны? Ответ, я думаю, известен всем».
комментарии(0)