0
3886
Газета Экономика Печатная версия

17.07.2018 20:21:00

Якуты ищут инфраструктурного спасения у китайцев и японцев

Иностранным компаниям покажут проект моста через Лену

Тэги: якутск, конференция, лена, мост, стройка, бюджет


якутск, конференция, лена, мост, стройка, бюджет На бумаге проекты моста через реку Лену выглядят очень впечатляюще. Кадр из видео YouTube

В ближайшую пятницу в Якутске состоится международная конференция «Переход через Лену: пути решения». Помощи от федерального Центра якуты не видят, и поэтому они позвали на строительство специалистов из Японии и Китая. Однако участие инстранных специалистов не решает проблему финансирования. Тем более что китайские эксперты назвали вдвое больший бюджет стройки, чем изначально предполагалось. Мост через Лену может стать одним из первых претендентов на финансирование из создаваемого властями Фонда инфраструктурного развития.

«Вопрос строительства моста через Лену является для республики принципиально важным для формирования полноценного транспортного узла в районе города Якутска. Конференция с участием профессиональных специалистов призвана дать рекомендации по выработке оптимальных проектных решений за счет применения современных технологий, по механизму финансирования и привлечения потенциальных инвесторов», – утверждает министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Саха Семен Винокуров. Планируемая протяженность моста составляет свыше 3 км. А вместе вместе с подъездными путями общая длина сооружения может превысить 21 км. 

Будущий транспортный переход начнется с примыкания к автомобильной дороге федерального значения М-56 «Лена» (Б. Невер – Якутск). А его окончанием станет примыкание к автомобильной дороге регионального значения «Умнас» (Якутск–Олекминск). Непосредственно мостовой переход через реку Лену будет расположен на левом коренном крутом берегу возле села Табага. А на правом более пологом берегу Лены – у села Хаптагай.

Региональные власти уверяют, что строительство нового моста недалеко от Якутска позволит соединить три федеральные дороги, а также речной порт и международный аэропорт в Якутске. Административный центр республики и поселок Нижний Бестях в этом случае превратятся в большую агломерацию, стоящую на разных берегах реки Лены. «Самое главное, что геостратегически мы соединим восток и запад нашей страны по центру реки Лены. Сейчас в Минфине нам постоянно говорят, что у нас большие затраты на северный завоз. Если бы мы смогли обеспечить строительство моста, то могли бы завозить грузы на Север в разы дешевле», – признавал врио руководителя Якутии Айсен Николаев. Предполагается также, что благодаря реализации проекта ежегодные объемы грузоперевозок в регионе вырастут в три раза и составят 6 млн т.

Мост через Лену должен связать восток и запад страны.  	Фото с сайта www.news.ykt.ru
Мост через Лену должен связать восток и запад страны. Фото с сайта www.news.ykt.ru

Окончательной стоимости проекта пока нет, а предварительные оценки затрат возрастают из года в год. «По ценам 2008 года, когда готовилась проектно-сметная документация, стоимость моста составляла около 56 млрд руб. Предложение, которое внесли наши китайские партнеры, оценивается в 104 млрд руб. Вопрос окончательной суммы еще открыт», – цитирует ТАСС и.о. министра экономики Якутии Майя Данилова. Для сравнения: периодически обсуждаемый в СМИ проект строительства моста на остров Сахалин в разы дороже – свыше 500 млрд руб.

Местные власти подчеркивают, что надеются привлечь к участию в конференции японские и китайские компании, которые могут заинтересоваться строительством моста через Лену. «Представители японских компаний Mitsui, Komailtec, китайской Power China впервые соберутся вместе и представят региональным властям свои варианты, в том числе по финансовым и проектным решениям», – отмечают в Министерстве внешних связей Якутии.

Впрочем, пока нет признаков, что иностранцы так уж заинтересованы в этом проекте. Так, в компании Mitsui в мягких формулировках заверили, что представители организации обязательно примут участие в международной конференции для получения детальной информации о проекте и желаемых параметрах сооружения.

Еще одна надежда местных властей – реализовать проект на федеральные деньги. «Согласно майским указам, одним из приоритетных направлений является создание транспортных коридоров. Мост через реку Лену является одним из ключевых проектов в этой сфере, это дает нам основание полагать, что мы сможем включить его в федеральные программы», – рассуждал председатель правительства Якутии Владимир Солодов. В этом случае финансирование проекта могло бы пойти через создаваемый сегодня федеральными властями инфраструктурный фонд.

Напомним, еще в мае глава Минфина Антон Силуанов объявил о создании в 2019 году специального фонда для инфраструктурных инвестиций, который будет финансировать только проекты магистральной инфраструктуры. 

Однако пока надежд на федеральные деньги не много. В конце прошлой недели на встрече с Айсеном Николаевым  глава Минтранса Евгений Дитрих лишь согласился с необходимостью строительства моста и пообещал поддержку со стороны профильного министерства. 

Отметим, такая «словесная стройка» моста продолжается уже более 10 лет. К примеру, ранее проект строительства моста через Лену на условиях концессии обсуждался с China Railway Construction Bridge Engineering Bureau Group Co. Ltd (Мостовое инженерное бюро CRCC), SinoHydro Corporation, ООО «Инвестиционно-инжиниринговая компания «Вектор» и ООО «Стройпроект», но безрезультатно. Разговоры о необходимости строительства моста идут из года в год, подписываются «меморандумы о намерениях», однако дальше рассуждений дело не идет. В итоге в 2014 году премьер Дмитрий Медведев и вовсе заявил, что правительство отказалось от идеи строительства моста через Лену. «Будут деньги – лет через 10 можно к этому проекту вернуться», – говорил он, поясняя, что деньги было решено направить на более «приоритетные проекты», в том числе на строительство Крымского моста.

Примерно тогда же президент РФ Владимир Путин сообщал, что строительство такого моста нецелесообразно. Он отметил тогда важность моста для 300-тысячного населения Якутска, однако проект должен быть реализован не только для социальных нужд, но и быть экономически обоснованным.

По мнению экспертов, идея строительства моста через Лену по-прежнему бесперспективна. Любая концессия предполагает возврат вложенных средств с какой-то прибылью, иначе никакого смысла в ней нет, утверждает директор  центра «Эксперт» при Институте региональной экономики Севера  Юрий Данилов. «Строительство моста через реку Лену будет убыточным для любого инвестора или концессионера априори, так как грузооборот и пассажиропоток через реку относительно невелик», – замечал он. «Кроме того, многократная перевалка грузов вряд ли является преимуществом пути из Китая в Европу через Якутск. Более простым и дешевым является обходной морской из Китая через Северный морской путь», – отмечал Данилов.

Такого рода объекты имеют очень длительный срок окупаемости, замечает аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «Обычно ориентируются на 30–40 лет, но по факту он может уходить в бесконечность. Такой объект должен строиться за счет госсредств. Отдачу государство должно в итоге получать косвенным образом – за счет развития территории, роста числа экономических субъектов вокруг новой инфраструктуры, появления новых объектов недвижимости, роста экономики региона и налоговых поступлений», – перечисляет он.

Однако в наш меркантильный век все больше наблюдается стремление к «самоокупаемости», говорит аналитик. «Но не думаю, что в данном случае это реальный путь. Попытка построить мост за счет концессии или даже через механизм государственно-частного партнерства все же предполагает возврат инвестиций и определенную доходность для инвестора, причем в обозримой временной перспективе. А вот с этим проблема. Боюсь, трафика не хватит для быстрой окупаемости. Оплату моста по обоснованным тарифам не потянет население. Транспортные компании, если их обяжут платить за проезд и провоз, все равно переложат эти затраты на потребителя. То есть в конечном счете крайним источником, «оплачивающим банкет» в условиях плановой окупаемости оказывается население», – сообщает эксперт.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Китай несется вперед

Китай несется вперед

Олег Мареев

Диаграмма эволюции Поднебесной не пологая, а скачкообразная

0
2025
Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

Региональная политика 18-21 ноября в зеркале Telegram

0
663
Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
2063
Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Турция и Израиль не поделили воздушное пространство

Игорь Субботин

Президенту еврейского государства перекрыли путь в Азербайджан

0
1852

Другие новости