Фото с сайта www.kremlin.ru
Владимир Путин использует преимущества ключевого игрока в регулировании нефтяных цен, а также своей уникальной позиции в конфликтах вокруг Сирии и Ирана. Пока Москве удается поддерживать конструктивный диалог с Тегераном, Саудовской Аравией и Израилем и даже демонстрировать готовность к переговорам с Вашингтоном. Но Трамп заинтересован перетащить Россию в антииранский лагерь и покончить с ее условным нейтралитетом. Для этого ему нужно получить обещания Москвы снизить нефтяные цены после начала иранской блокады, а также убрать проиранские силы из Сирии. Для поддержки последнего требования в Москву только что приезжал израильский премьер Биньямин Нетаньяху.
Премьер Израиля Биньямин Нетаньяху заявил в среду на переговорах с Владимиром Путиным, что РФ должна заставить иранские силы покинуть Сирию. Об этом сообщил агентству Reuters высокопоставленный израильский чиновник. «Россия заинтересована в том, чтобы режим Асада был стабильным, а мы – в том, чтобы вывести иранские силы. Эти интересы могут столкнуться либо их можно согласовать», – сказал израильский чиновник. Он уточнил, что Россия работает над тем, чтобы убрать иранские силы с Голанских высот, и предлагала удерживать их на расстоянии 80 км от этого района, но это не удовлетворило Израиль, который требует их полного ухода наряду с выводом поддерживаемых Тегераном вооруженных формирований.
«Этот визит проходит за несколько дней до встречи президента Путина с Трампом. У переговоров было два аспекта. Первый, известный и очевидный, – это свобода действий Израиля, обеспечиваемая по правилам, которые я озвучил публично. Мы расширили это в ходе разговора, и думаю, что это долговременное достижение Израиля… Во-вторых, мы обсудили сирийский вопрос в целом и иранский вопрос в преддверии встречи, но я не думаю, что мне стоит сейчас подробно об этом рассказывать», – заявил Нетаньяху после переговоров с Путиным.
Вытеснение Ирана из Сирии – это часть общей американо-израильской политики, которая нацелена на сокращение регионального влияния Тегерана и лишения его военного потенциала.
В рамках этой политики Дональд Трамп уже вышел из ядерного соглашения с Ираном и теперь добивается обнуления его экспортных нефтяных доходов (см. «НГ» от 05.07.18). С начала ноября Штаты вводят санкции против нефтяного экспорта Ирана, и, чтобы не спровоцировать роста мировых цен на нефть, Трампу нужно согласие Путина на увеличение нефтяного экспорта.
Агентство Bloomberg со ссылкой на источники, знакомые с подготовкой переговоров, пишет, что Трамп наверняка поднимет на переговорах с Путиным вопрос нефтяных цен. В Кремле это предвосхищают и готовят ответ. Встреча президентов США и РФ должна состояться 16 июля в Хельсинки. России падение цен на энергоносители невыгодно, однако в июне она выступила за наращивание объемов добычи по линии ОПЕК+ из-за угрозы возникновения дефицита на нефтяном рынке.
Дональд Трамп заинтересован в снижении нефтяных цен и, следовательно, цен на бензин в США накануне местных промежуточных выборов в начале ноября, когда будет переизбираться нижняя палата Конгресса США, а также треть сенаторов. Подорожание бензина в США может сократить присутствие Республиканской партии в Конгрессе, что не устраивает Трампа.
Накануне переговоров Путин–Трамп в Россию прибыл старший советник иранского лидера Али Акбар Велаяти, который привез президенту РФ послания от духовного руководства Ирана и президента страны. По словам пресс-секретаря МИД Ирана Бахрама Касеми, в этих посланиях излагается позиция Ирана в отношении ядерной сделки 2015 года после одностороннего и незаконного выхода США из этого соглашения. Велаяти «подчеркнул необходимость более тесного сотрудничества с Россией с учетом сложившейся критической ситуации в мире, затронутой мерами и решениями президента США Дональда Трампа» (перевод по Иран.ру). Таким образом, Тегеран выясняет позицию Москвы на предстоящих переговорах с Трампом.
Кроме переговоров с Путиным Велаяти планирует провести переговоры с рядом других высокопоставленных российских чиновников, в том числе и с главой российского Минэнерго Александром Новаком. Такой план встреч Велаяти в Москве подтверждает, что одной из тем переговоров Путин–Трамп, вероятно, станут условия соблюдения антииранских санкций и возможность России компенсировать выпадающий объем иранского нефтяного экспорта.
Между тем в июльском отчете Международного энергетического агентства (МЭА) утверждается, что экспорт нефти из Ирана после введения санкций США может упасть сильнее, чем в предыдущем санкционном раунде, то есть более чем на 1,2 млн барр. в сутки. Уже в июне Иран сократил экспорт нефти с 2,4 млн барр. в апреле-мае до 2,2 млн барр. При этом экспорт в Европу снизился на 340 тыс. барр. в сутки за счет сокращения отгрузок в Италию, Испанию и Грецию. Иранские поставки нефти в страны Азии сохранились на уровне 1,6 млн барр. При этом добыча нефти в самом Иране в июне упала на 30 тыс. барр. в сутки – до 3,79 млн барр.
комментарии(0)