Фото pixabay.com
Решение мусорной проблемы в России может начаться с введения высокой залоговой стоимости бутылок. Об этой мере уже заговорили представители Минпромторга. В странах Евросоюза залоговая цена одной пластиковой бутылки измеряется десятками рублей. Поэтому европейцы старательно собирают и сдают всю тару – примерно так же, как это было у нас в советские времена. Если и сегодня назначить залоговую цену каждой бутылке, например, в сотню рублей, то раздельный сбор всей тары будет гарантирован. И ни одна бутылка не окажется на свалке или полигоне бытовых отходов.
Представители Минпромторга описали ТАСС перспективы введения залоговой стоимости тары в России. Залоговая стоимость тары – это условно назначенная высокая цена, которая должна заставить покупателя не выбрасывать тару на помойку, а отнести ее в специальный приемный пункт. Система залоговых цен работала в СССР и действует сегодня в Евросоюзе.
В Финляндии, например, залоговая цена одной пластикой бутылки эквивалентна примерно 30 руб. Эти деньги можно получить, сдав такую бутылку в приемном автомате в крупном супермаркете.
Введение залоговой цены на бутылки в России поможет увеличить долю перерабатываемых бытовых отходов и снизить объем вывозимого на полигоны мусора, объяснил в интервью ТАСС Андрей Шипелов – представитель одного из операторов по вывозу мусора.
Во многих европейских странах внедряется принцип «расширенной ответственности производителя» РОП, который предполагает ответственность импортера или изготовителя за утилизацию производимой продукции или ее упаковки. Похожий принцип чиновники пытаются воспроизвести и в России.
«В случае реформирования системы РОП возможно введение залоговой стоимости для тары и иных товаров, имеющих короткий цикл использования по прямому назначению», – объяснили представители Минпромторга. Сейчас РОП заставляет производителей и импортеров продукции в РФ платить сбор за утилизацию упаковки, выпущенной из природного сырья в оборот на территории России. Эта мера мотивирует компании использовать в производстве вторичное сырье.
«Пластиковая, металлическая и даже стеклянная современная бутылка сегодня фактически не может быть использована повторно, а только переработана во вторичное сырье, которое уже можно использовать для производства новой тары. В этом случае залоговая стоимость не сможет превышать сырьевой стоимости отхода, а природное сырье, как правило, дешевле, чем вторичное», – считают в ведомстве Дениса Мантурова.
Примечательно, что сами чиновники пока не берутся организовывать сбор тары и предлагают заняться этим предпринимателям. «Чтобы наладить сбор отходов для последующей переработки, производители могут использовать торговые сети или, например, мастерские шиномонтажа, где такие отходы можно складировать. Это значит, что производитель, заинтересованный в переработке, может планировать и выстраивать соответствующие цепочки сбора и переработки отходов. В свою очередь, торговые сети, чтобы собирать отходы, могут уже сейчас организовать возврат части средств в рамках механизма залоговой стоимости.
Между тем экологи предупреждают, что территория свалок в России ежегодно увеличивается на суммарную площадь Москвы и Санкт-Петербурга. Сжигание мусора на специальных заводах приводит к росту онкологических заболеваний, утверждает российский Greenpeace. Для решения мусорной проблемы нужны раздельный сбор отходов и их переработка, утверждают экологи. Развитые страны перерабатывают до 70% всех отходов, тогда как в РФ – менее 5%.
Россия собирается использовать опыт Японии для строительства мусоросжигательного завода в столичном регионе, Татарстане, Бурятии или Ульяновской области, рассказывал Денис Мантуров во время визита на мусоросжигательный завод в Токио два с половиной года назад. С тех пор проблема мусорных свалок уже стала политической. А способных ее разрешить японских заводов все еще не видно. И поэтому чиновники предлагают бороться с мусором проверенными налоговыми методами.
В конце прошлого года президентский спецпредставитель по экологии Сергей Иванов предложил ввести экологический сбор за использование полиэтиленовых пакетов в магазинах. А руководство Минпромторга сообщило, что «уже прорабатывает этот вопрос».
Взялся за пластиковую тару и российский Greenpeace, который развешивает гигантские плакаты на офисах крупнейших в России ретейлеров с требованием отказаться от полиэтиленовых пакетов. А шведский ретейлер ИКЕА пообещал избавиться к 2020 году от одноразовой пластиковой упаковки и посуды.
комментарии(0)