Искусственный интеллект стремительно вторгается в повседневную жизнь граждан. Фото Reuters
Идеей цифровой трансформации охвачен весь мир. В Германии даже появился министр по цифровой инфраструктуре. На известном IT-портале БИТ по проблеме цифровизации выступили несколько известных экспертов. Понятно, как утверждает, например, Сергей Шерстобитов, генеральный директор ГК «Ангара», у цифровой экономики много преимуществ. Это не только электронные товары и сервисы, производимые электронным бизнесом и электронной коммерцией, как считают многие. Цифровизация не только снижает стоимость платежей и открывает новые источники доходов. Она означает и новые вызовы как для руководства страны, так и для каждого из российских граждан. В частности, это способность к обучению, готовность постоянно осваивать знания по новейшим технологиям. Но самое главное, – цифровизация позволит России начать наконец преодоление своего «сырьевого проклятия».
В настоящее время в России опробуются японские технологии, которые могут содействовать реализации нового майского указа российского президента в таких областях, как создание промышленной и ИТ-инфраструктуры для обработки больших данных, воспитание специалистов для работы с «умными» системами и разработка сквозных цифровых технологий для обеспечения устойчивого экономического роста.
Как известно, в мае 2018 года Владимир Путин сформулировал национальные цели и задачи на период до 2024 года, которые созвучны японскому видению подходов к обеспечению социально-экономического развития на таких направлениях, как прорыв в научном, технологическом, социальном и экономическом развитии; повышение уровня жизни; создание условий и возможностей для самореализации и применения талантов каждого человека.
Однако немногие понимают, что японская концепция «Общество 5.0» далеко выходит за пределы чисто экономического и технологического подхода к цифровизации населения. Речь идет в конечном счете о роли человека и его месте в будущем обществе, где будет господствовать искусственный интеллект и принимаемые при его участии решения будут иметь однозначный, а не многозначные варианты, как сейчас.
Немецкие исследователи Норберт Арнольд и Томас Кёлер в недавно вышедшем исследовании «Цифровое общество» отмечают необходимость регулирования последствий внедрения искусственного интеллекта. Дело в том, что в создаваемых цифровизацией условиях существования общества сценарии злоупотребления современными технологиями становятся настолько очевидными, что их последствия могут далеко превосходить описанное Джорджем Оруэллом в его антиутопии «1984», а также другими авторами – Рэем Брэдбери, Джеком Лондоном или Евгением Замятиным, еще в 1920 году написавшим роман «Мы».
Немецкие исследователи видят решение проблемы противостояния негативным последствиям цифровизации в углублении такой сферы, как защита личных данных от злоупотреблений. Это понимается как право на информационное самоопределение, охрана права личности в случае ее цифровой обработки и, наконец, охрана личной сферы.
В специфических российских условиях, связанных с превращением мира в многополярный, происходят обострение международной обстановки и, как следствие, рост информационной агрессии со стороны Запада, о чем наглядно свидетельствуют «дело Скрипалей» и, по-видимому, его продолжение – новое «дело Стерджес и Роули». Соблазн закрутить гайки может проявляться в различных формах. Однако ужесточение законодательства и свободная трактовка правоохранительными органами имеющихся законов чреваты в условиях сегодняшней России превращением общества в антиутопию. Это также можно расценивать как одну из целей, которую ставят перед собой противники России.
Поэтому процесс цифровизации экономики, и особенно общественной жизни, постоянно должен идти рука об руку с процессами усиления общественного контроля за соблюдением законов, связанных с внедрением цифровизации. Ведь от технического прогресса отказаться нельзя, поскольку в конечном счете он будет способствовать победе или поражению той или иной цивилизации.
Выступая на состоявшемся на днях международном Конгрессе по кибербезопасности, Путин отметил, что с 2018 года в России реализуется программа «Цифровая экономика», целью которой является улучшение эффективности и конкурентоспособности экономики, социальной сферы и государственного управления. Среди приоритетов программы, по его словам, фигурирует создание гибкого правового регулирования, современной информационной инфраструктуры. Этот аспект выступления президента позволяет надеяться, что именно контроль за развитием цифровизации не позволит России превратиться в антиутопию.
На состоявшейся в эти же дни пресс-конференции руководства японской компании Mitsubishi Electric, занимающейся продвижением идей «Общества 5.0» в России, отмечалось, что сама по себе технология нейтральна, и лишь от нас зависит, принесет ли она обществу зло или добро.
комментарии(0)