Фото pixabay.com
По решению правительства теперь можно без суда закрывать интернет-сайты, предлагающие купить алкоголь в розницу. За последние три недели Росалкогольрегулирование заблокировало чуть больше 250 алкоресурсов. По мнению экспертов, это капля в море, ведь закрыть предстоит еще около 20 тысяч сайтов. Кроме того, вместо одного закрытого сайта могут появляться три новых.
Стремительность, с которой вводились в июне новые правила запрета алкогольных сайтов, неопытного человека заставила подумать, что правительство объявило блицкриг, который окончательно решит проблему. 5 июня вышло постановление о внесудебной блокировке сайтов, предлагающих спиртное, и уже 15 числа того же месяца оно вступило в силу. То есть достаточно Росалкогольрегулированию указать на нарушителя, и тут же без утомительных суда и следствия Роскомнадзор включает его интернет-адрес в перечень запрещенных.
С тех пор минуло уж три недели, но пользователю Всемирной паутины результаты нового этапа этой борьбы заметить сложно. По запросу в поисковике «доставка водки ночью» вываливаются тысячи предложений привезти в течение часа горячительное, продажа которого, как известно, в обычных магазинах после 23.00, как правил, запрещена.
Напомним, что с 2007 года в стране действует норма, которая запрещает торговлю алкоголем через Интернет в принципе. Но с середины 2016 года в правительстве идут баталии между различными ведомствами по поводу возможности такой торговли. Минфин и Минпромторг уверяют, что при правильном подходе к делу этот сегмент рынка можно цивилизовать и, как следствие, получать с него налоги. Для этого придумали разрешить торговлю только через специальную доменную зону egais.ru. При этом оплата будет происходить по безналичному расчету. А выдача заказов возможна будет только совершеннолетним.
Реформу чуть не начали с января 2018 года, но старт перенесли на год. Первым под либерализацию попадет пиво, а розничную торговлю крепким алкоголем планируют разрешить только с 2022 года.
Но в Минздраве «НГ» привели аргументы против: во-первых, в ведомстве считают, что на сайтах все равно будут демонстрировать бутылки с напитками, а это, мол, реклама (тоже запрещено законодательством). Во-вторых, чиновники Минздрава подозревают, что дистанционная торговля не ограничится заказами через сайт, а с помощью телефонов сможет избежать регистрации покупки через ЕГАИС. И, главное, онлайн-торговля делает алкоголь более доступным, дешевым, а это мешает выполнять Концепцию демографической политики и указы президента по увеличению к 2025 году ожидаемой продолжительности жизни до 75 лет и средней продолжительности здоровой жизни до 66 лет.
В Минфине сообщили «НГ», что обсуждение законопроекта об онлайн-продаже алкоголя продолжается, текст его пока еще прорабатывается. Там заверили, что проектом закона предусматриваются точно такие же требования по предоставлению документов покупателем для контроля возрастных ограничений при покупке алкоголя в онлайне, как и при покупке в магазине.
На запрос «НГ» в Росалкогольрегулировании (РАР) сообщили, что с 15 июня вынесено уже 280 решений о блокировке алкогольных интернет-ресурсов, причем к 140 сайтам и страницам доступ уже закрыт, а 50 владельцев сайтов сами убрали незаконный контент. В Роскомнадзоре, который по поручению РАР технически выполняет блокировку, «НГ» назвали другие цифры: по их данным, в реестр запрещенной информации внесено 265 интернет-ресурсов, блокируется 99, информация удалена с 87, а по 79 еще не наступил срок блокировки. В Роскомнадзоре также пояснили, что речь идет о специализированных магазинах по продаже алкоголя, различных торговых площадках и досках объявлений.
«В первую очередь закрывают торговцев «левым» спиртом. Раньше получение решения суда по блокировке отнимало очень много времени и ресурсов, теперь процесс значительно ускорился», – объяснил «НГ» руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. По его мнению, под первоочередной удар попадут также продавцы «элитного» алкоголя, который в большинстве своем производится также подпольно.
Директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз считает, что пока рано говорить о всеобщей блокировке. «Ее, по сути, нет, продукция продолжает продаваться. Думаю, идет практическая отработка регламента и механизма блокировки», – сказал «НГ» Дробиз. По его словам, в России насчитывается как минимум 20 тыс. сайтов, которые могут стать объектом внимания РАР. «Как правило, это около 5–6 тыс. базовых ресурсов, у которых по 3–4–5 «близнецов» в разных доменных зонах», – говорит Дробиз. По его сведениям, с 2007 года, когда ввели запрет продаж алкоголя в Сети, ежегодно закрывали по 500–800 сайтов.
«Сегодня стоит задача легализовать этот бизнес: заставить владельцев сайтов получать лицензии, платить налоги и торговать только легальным и качественным алкоголем. В итоге в России будет не более 1000 сайтов, владельцами которых станут только крупные компании с большим уставным капиталом», – говорит Дробиз.
По его мнению, никакой борьбы ведомств по поводу легализации интернет-торговли не существует. «Все мало-мальски разумные министерства, ведомства и службы – за легализацию. Против – только Минздрав и Роспотребнадзор. Но и с ними почти все согласовано. В любом случае интернет-продажа начнет работать не позднее 1 января 2019 года», – говорит Дробиз.
Руководитель аналитического департамента компании «Golden Hills – КапиталЪ АМ» Михаил Крылов видит дополнительные плюсы от перманентной и нерезультативной борьбы с алкогольным Интернетом. «Чем яростнее борьба с нелегальной продажей чего-либо, тем выше спрос в легальном сегменте, тем по идее должна быть больше цена, ведь нелегальный алкоголь вряд ли сразу пополнит рынок легального. Другой вопрос, что нелегален не сам товар, а его оформление через онлайн-магазины, с которыми будут бороться», – сказал «НГ» Крылов.
Атака на сайты с алкоголем разворачивается на фоне явного провала властей с блокировкой мессенджера Telegram, что усугубляет сомнения в ее результативности. Однако в Роскомнадзоре, похоже, думают, что с алкоголем будет проще. «Есть положительная динамика по направлениям противодействия распространению детской порнографии, пропаганды суицидального поведения, продажи наркотиков и организации незаконных онлайн-игр. Полагаем, что планомерная деятельность будет способствовать нормализации интернет-сектора алкогольного рынка, выведению его в русло закона», – сообщили «НГ» в ведомстве.
Дробиз считает, что сравнение двух кампаний некорректно. «Нет никаких проблем с победой над нелегальными сайтами. Тут нет никакой политики, нет многих миллионов недовольных пользователей – цивилизованных граждан. Нормальный человек не купит в Сети виски за 300 руб., который в обычном магазине стоит 2 тыс. Поэтому тут нет необходимости учитывать мнение или права потребителей, так как 80% алкогольной продукции в Интернете – нелегальная и фальсифицированная продукция», – говорит эксперт.
комментарии(0)