0
4131
Газета Экономика Печатная версия

20.06.2018 00:01:00

Арктическую зону России поможет освоить "Бора"

Сухопутный ледокол – не единственная разработка конструкторского бюро "Меркатор Холдинга", которая потеснит в РФ импортные аналоги

Тэги: арктика, меркатор холдинг, бора, снегоуборочная машина, станислав николаве


Станислав Николаев ориентирует своих инженеров на постоянное развитие.		Фото с сайта www.merkatorgroup.ru
Станислав Николаев ориентирует своих инженеров на постоянное развитие. Фото с сайта www.merkatorgroup.ru

Компания «Меркатор Холдинг» создает самоходную фрезерно-роторную снегоуборочную машину «Бора» для работы за полярным кругом при морозах минус 50 градусов. Такого рода проект реализуется в постсоветское время впервые. Формирование инфраструктуры в рамках госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ» не может обходиться без техники, способной функционировать в суровом климате и непростом ландшафте. «Бора» среди прочего учитывает потребности Минобороны и МЧС.

Машина, получившая название от северного ветра борей, расчищает дороги или прокладывает путь в глубоких сугробах, по которому затем двигается другая техника – это своего рода «сухопутный ледокол». Ее производительность превышает иностранные аналоги на 20% при использовании такого же по мощности двигателя.

Основная деятельность «Меркатор Холдинга» – конструирование, производство, сервисное обслуживание дорожной и коммунальной спецтехники. В последние годы компания твердо удерживает лидерские позиции на рынке и расширяет географию поставок. Техника для уборки дорог и прочих потребностей ЖКХ используется в 73 регионах. При этом возможности предприятия гораздо шире: «Бора» – лишь один из перспективных проектов. Осуществлять собственные разработки позволяет конструкторское бюро (КБ) на заводе «Меркатор Калуга», начавшем работу в 2014 году.

Завод «Меркатор Калуга» стал результатом партнерства с мировым лидером в производстве коммунальной техники – концерном Bucher (Швейцария). Завод изначально получил современное оборудование, благодаря чему была успешно реализована локализация иностранных моделей. Сейчас он является самым технологически оснащенным в отечественном сегменте.

Однако создание КБ было не менее сложным делом, чем налаживание нового производства. «Ныне конструкторские бюро – это проблема для абсолютно всех смежных заводов, что выясняется при общении с российскими партнерами, – говорит председатель совета директоров ООО «Меркатор Холдинг» Станислав Николаев. – После распада СССР специальности, связанные с инжинирингом чего-либо, пришли в упадок. Студенты выбирали профессии юристов и экономистов; вопрос дефицита кадров до сих пор не решен. Найти готовых специалистов нужного профиля просто невозможно. На аналогичных предприятиях работают инженеры в возрасте 50–70 лет; конечно, у них хорошая советская школа, но по достижении определенного рубежа человек, естественно, теряет способность к освоению нового».

«Меркатор» отбирает молодых инженеров, которых учит с нуля, – продолжает Николаев. – Разумеется, им нужно несколько лет, чтобы войти в процесс. Ради поддержания юношеского рвения компания вкладывает средства в расширение их кругозора. Они свободно общаются с множеством коллег из разных стран в рамках реализации совместных проектов. Обязательно посещают все тематические выставки в Европе, где можно оценить новинки и понять тенденции, куда движется машиностроение. Не многие заводы могут похвастаться молодым конструкторским бюро в возрасте от 23 до 35 лет».

Первоначальный состав набирался для инженерного сопровождения производства и оптимизации выпускаемой продукции. Спустя несколько лет коллектив преодолел «критическую массу», из него была выделена группа для разработки принципиально новых решений. Специалистов с творческим потенциалом не должна поглощать повседневная рутина, в этом случае они могут утратить свою способность. Сейчас два отдела работают параллельно, у них разные задачи и нет пересечений.

Несмотря на молодость сотрудников, у КБ все-таки есть продолжительная история. В конце 1990-х годов, когда «Меркатор Холдинг» являлся совладельцем Смоленского завода дорожных машин, по такому же принципу был сформирован инженерный отдел торговой компании. В ее штат перешли десяток наиболее толковых специалистов предприятия: для бизнеса того времени неординарное решение. Инженеры избавились от груза текущей работы и получили возможность творить, основываясь на потенциале завода. Впоследствии они придумали много интересных разработок.

В начале 2000-х «Меркатор Холдинг» стал партнером швейцарского концерна Bucher, и смоляне первыми адаптировали импортное оборудование к отечественным шасси. Тогда вся уборочная техника делилась на два вида: советские модели старой конструкции и технологичные европейские на базе иностранных грузовиков. Между ними была пропасть по функционалу, качеству и цене. Благодаря использованию шасси «КамАЗа» стоимость новых машин снизилась на 20–30%. Это дало возможность начать поставки оборудования, какого ранее не было, чтобы коммунальшики оценили его эффективность. Первые «КамАЗы» отправились в Тюмень и, кстати, работают до сих пор. С того момента отрасль стала узнавать о машинах, позволяющих обслуживать дороги на другом уровне качества, и достигать экономии.

У старой группы инженеров под руководством Сергея Анисимова целый год училась молодежь из Калуги. Так осуществилась преемственность поколений. За короткий даже по европейским меркам для машиностроения срок – три года с пуска первой очереди нового завода – налажено изготовление всего модельного ряда техники, потребляемой на рынке РФ. А также воспитаны инженеры, которые могут и хотят создавать нечто новое.

«Меркатор Холдинг» – одна из немногих отечественных компаний, которая продвинулась до уровня совместного инжиниринга продукции с иностранными партнерами. Адаптация зарубежной техники к местным условиям – уже пройденный этап. Теперь на базе опыта обеих сторон с чистого листа разрабатываются машины, не имеющие аналогов. Они проектируются под российские требования и с расчетом на технологию производства в Калуге.

Продукция «Меркатор Калуга» одной из первых на рынке стала полностью соответствовать требованиям правительства о локализации. Техника отвечает всем условиям госзакупок, что важно для заказчиков из числа муниципальных предприятий. 

О широких возможностях калужского предприятия свидетельствует тот факт, что заказчики обращаются даже с неожиданными запросами. Клиентом «Меркатора» стала компания, которая долго не могла найти завод, способный установить на шасси и сертифицировать оборудование для добычи полезных ископаемых. Теперь с конвейера сходит машина для взрывных работ. В своих резервуарах она доставляет на место химические компоненты, в карьере их смешивает, образует взрывчатку и совершает подрыв породы. Это редкая для России техника.

«Ныне государство поддерживает стремление производителей создавать новую высокотехнологичную продукцию, – рассуждает Станислав Николаев. – За последние годы существенно изменился подход Министерства промышленности и торговли в этом деле. Оно стало весьма заинтересовано в поиске инноваций. Ведомство учредило много программ для различных отраслей машиностроения. Участие в них позволяет предприятиям компенсировать часть расходов, потраченных на разработку новой техники. А это, в свою очередь, ускоряет налаживание серийного производства ноу-хау. 

Так, «Меркатор» получил субсидию на выпуск пилотной партии распределителя реагентов. Эта машина была разработана совместно со швейцарским партнером специально для РФ. Модель бюджетной серии призвана стать основной техникой для обслуживания всех городов и дорог страны. Использование в проекте государственных средств позволило сделать машину более доступной. Таким образом, она быстрее поступит коммунальщикам для тестирования».

Кроме того, компания выиграла грант Минпромторга на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы для создания небольшого снегоуборочного комплекса. Калужские инженеры проектируют целую серию навесных фрезерно-роторных установок с независимыми двигателями. Такого рода машины весьма востребованы. Пока эта ниша занята иностранной техникой, но отечественные разработки обещают ее потеснить. И помощь государства в этом деле пришлась очень кстати.

Частным случаем решения насущных проблем потребителей стал выпуск машин, работающих одновременно на газовом и дизельном топливе. Есть госзаказ по переводу общественного транспорта и коммунальной техники на газ как более экологическое и экономичное горючее. Но у коммунальщиков возникли временные трудности в связи с нехваткой газовых заправок. Ради клиентов «Меркатор Холдинг» наладил производство машин на обоих видах топлива. Газ частично замещает солярку, при этом по сравнению с чисто дизельными двигателями экономия горючего достигает 30% в денежном выражении. Для пользователей двойная выгода: экономия на стадии закупки, поскольку приобретение такой техники субсидируется государством, и существенное сокращение расходов на ГСМ. Как только разовьется сеть газовых заправок, компания сразу предложит линейку машин на полностью газовом шасси.

У «Меркатор Холдинга» имеется готовый ответ на последний майский указ главы государства «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года», где ставятся задачи ускорить технологическое развитие страны, увеличить количество организаций, осуществляющих технологические инновации, обеспечить ускоренное внедрение цифровых технологий в экономике и социальной сфере. Конструкторское бюро совместно с IT-направлением компании создало интеллектуальную систему «Умная техника» для управления парками специальной техники. Она оптимизирует эксплуатацию машин и деятельность диспетчерской, экономит горюче-смазочные и расходные материалы, контролирует исполнение и качество работ, делает отчетность прозрачной.

Система состоит из трех элементов. На машинах смонтированы датчики контроля оборудования. Их показатели отображаются на планшете водителя, который также обеспечивает связь с диспетчером. Программное обеспечение обрабатывает массивы входящих данных, анализирует поставленные задачи и их выполнение. Умной системой оснащаются все комбинированные дорожные машины, сходящие с конвейера калужского завода. Уже сейчас некоторые элементы разработки могут применяться на беспилотном транспорте.

В ближайшее время компания планирует запустить тестовые проекты по внедрению ноу-хау во всех регионах.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Лазейку в выборном законе КПРФ пока не закрыла до конца

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Победа в Конституционном суде вызывает у руководства партии раздумья

0
2836
Ученые обнаружили в Эвенкии популяцию кабарги

Ученые обнаружили в Эвенкии популяцию кабарги

Елена Крапчатова

"Роснефть" поддерживает исследования краснокнижных животных в Арктике

0
6319
Канада больше не считает Арктику регионом "низкой напряженности"

Канада больше не считает Арктику регионом "низкой напряженности"

Наталья Вяхирева 

Страна готова расширять свое присутствие на Севере в союзе с США и Гренландией

0
5817
Канада объявила о военных амбициях в Арктике...

Канада объявила о военных амбициях в Арктике...

Юрий Паниев

В Румынии аннулировали результаты президентских выборов

0
7755

Другие новости