0
4184
Газета Экономика Печатная версия

06.06.2018 00:01:00

"Транссиб" до Вены доведет

Австрия может инвестировать не только в "Северный", но и в "Турецкий поток"

Тэги: австрия, визит, путин, экономика, инвестиции, газовые поставки, санкции, северный поток


австрия, визит, путин, экономика, инвестиции, газовые поставки, санкции, северный поток Владимир Путин торжественно отметил 50-летие поставок газа в Австрию. Фото с сайта www.vienna.at

Визит в Австрию президента Владимира Путина выглядит просто идеальным. Никаких неприятных тем во время переговоров. Плюс призывы местных политиков снять с РФ санкции. Да и повод был замечательный – 50 лет бесперебойных поставок советского и российского газа в Европу. За полвека в альпийскую республику ушли 200 млрд куб. м сибирского топлива (примерно в таком объеме от «Газпрома» ждут рекорда экспорта в Европу в 2018 году).

Во вторник президент Владимир Путин посетил столицу Австрии Вену с рабочим визитом, который приурочили к 50-летию начала экспорта природного газа в эту страну. 1 июня 1968 года был подписан договор о поставках из СССР 142 млн куб. м ежегодно. С тех пор этот объем увеличился более чем в 64 раза, в 2017 году Россия экспортировала рекордные 9,1 млрд куб. м. Всего за 50 лет в эту страну поставлено около 220 млрд куб. м.

Накануне визита кремлевские чиновники подчеркивали особые отношения двух стран (за все время ни разу не возникали спорные ситуации по поставкам топлива). В Австрию Владимиру Путину наверняка приятно съездить. Это одна из немногих стран в Европе, с которой у РФ сохранились ровные, а в последнее время так прямо теплые отношения. Австрия не стала высылать российских дипломатов из-за «дела Скрипалей», австрийские политики недвусмысленно высказываются о необходимости снятия санкций с России. Не случайно эта альпийская страна стала первым адресом для международного визита Путина после инаугурации на новый срок.

Владимир Путин впервые встретился вчера с президентом Александром Ван дер Белленом. А вот встреча с канцлером Себастьяном Курцем была уже второй в этом году. 

В рамках визита обсуждались вопросы избежания двойного налогообложения, сотрудничества в сфере инноваций и лесного хозяйства. Но главное событие визита оказалось связано с газом: российский «Газпром» и австрийская OMV договорились развивать сотрудничество до 2040 года. Эксперты уже накануне визита отмечали, что Вена вряд ли остановится на участии в строительстве газопровода «Северный поток – 2». Причем австрийцев не пугают антироссийские санкции. Председатель правления австрийской OMV Райнер Зеле заявлял, что не видит причин для компании изменить свою работу в России из-за санкций США против главы «Газпрома». Он также говорил, что нужно повысить уровень надежности поставок газа из России. По его словам, дополнительные объемы газа из РФ как никогда необходимы Европе.

«Австрийская OMV может принять участие в проекте «Турецкий поток», – рассказал «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. – Австрийцев в проекте интересует в основном вторая нитка газопровода, которая пойдет из России в Турцию и далее в Болгарию. Дальнейший маршрут, вероятно, будет совпадать со старым маршрутом газопровода «Южный поток» – из Болгарии в Сербию, далее в Венгрию и заканчивается в Австрии». Эксперт считает, что австрийцы примут участие в «Турецком потоке» из-за того, что Австрия является конечной точкой данного проекта, «OMV может принять в нем участие. Однако, учитывая пример «Северного потока – 2», когда польский антимонопольный комитет заблокировал создание совместного предприятия, а именно продажу «Газпромом» по 10% в компании – операторе Nord Stream-2, компания OMV может пойти по пути выделения кредита на строительство «Турецкого потока». Именно в такой форме OMV и другие европейские компании участвуют в «Северном потоке – 2», – пояснил Юшков. Через австрийский газовый хаб в Баумгартене сегодня проходит транзитом около 30 млрд куб. м топлива в Италию, Францию, Германию, Венгрию, Словению и Хорватию.

Австрия – не самый весомый партнер для России в измерении денежных потоков. Но зато отношения с Веной стабильно хорошие, пожалуй, с тех пор, как СССР сыграл ключевую роль в создании независимой Австрии после Второй мировой войны. И, кстати, договор на поставку газа в 1968 году Австрия подписала с СССР первой из западных стран.

Путин уже во время визита Курца в Москву в феврале рассказывал об особенностях российско-австрийского товарооборота. В 2017 году он вырос на 40,5% – до 4,1 млрд долл. Экспорт из России достиг 1,9 млрд долл. за счет продажи газа, руды. Он также отмечал, что российские инвестиции в экономику Австрии достигли 23 млрд долл., а австрийские в российскую – 5 млрд долл.

«В Австрию газ поставляют только две страны – Россия и Норвегия. На долю «Газпрома» приходится 93% поставок 2017 года, – поясняет Игорь Юшков. – У наших стран сильная взаимная интеграция, «Газпром» и OMV осуществляют обмен активами. Австрии выгодно получать из России газ, так как «Газпром» предоставляет выгодную цену и необходимые Вене объемы. Кроме того, чем больше будет проходить через Австрию российского газа, тем выгоднее Вене, так как это и прибыль от транзита, и повышение статуса Австрии как крупного европейского хаба. А для этого нужно, чтобы российский газ не дискриминировался на европейском рынке. Так что тут российские и австрийские интересы совпадают».

Чтобы как-то разбавить всепоглощающую тему газовых поставок, вчера реанимировали проект строительства железной дороги от словацкого Кошице до Вены с шириной колеи 1520 мм, как в России и Украине. Помощник президента Юрий Ушаков рассказывал, что проект пока находится в ранней стадии проработки, но, по его словам, железнодорожники и Австрии, и России заинтересованы в его реализации, так как он поможет связать европейские и азиатские рынки. Ушаков назвал проект не только интересным, но и броским. Ранее Министерство транспорта, инноваций и технологий Австрии сообщало, что строительство, в результате которого Транссибирская магистраль будет продлена до Вены, может быть начато в 2023 году. Инвестиции в проект оценивались в 6,5 млрд евро. Строительство широкой колеи до Вены для России – это выгодный экономический и геополитический проект, считает глава экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павел Иванкин. «РЖД много внимания уделяли этому проекту, однако события 2014 года привели к переоценке шансов на реализацию, – сказал «НГ» Иванкин. – Если исходить из текущих реалий, то Украина может притормозить реализацию проекта».   


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новой валюты БРИКС пока не будет

Новой валюты БРИКС пока не будет

Ольга Соловьева

Москва призывает дружественные страны создавать "бесшовные финансовые сервисы"

0
936
Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Киев заготовил бюджетную "дыру" для поступления от российских активов

Наталья Приходко

При этом оплата в некоторых украинских секторах выросла в 10 раз

0
827
Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Китай и Соединенные Штаты конкурируют из-за влияния на Новую Гвинею

Владимир Скосырев

На этом фоне Байден сделал весьма неудачную оговорку, которая может сказаться на отношениях Америки с островным государством

0
859
Константин Ремчуков. Московский стандарт профессиональной подготовки – актуальный ответ на запрос экономики на новые эффективные кадры

Константин Ремчуков. Московский стандарт профессиональной подготовки – актуальный ответ на запрос экономики на новые эффективные кадры

Константин Ремчуков

В столице идет глубокая трансформация принципов и подходов к среднему профессиональному образованию

0
1163

Другие новости