0
3838
Газета Экономика Печатная версия

29.05.2018 00:01:00

Минсельхозу пригодился метод советских приписок

Критерии поддержки агропредприятий и крестьянских хозяйств оказались непрозрачными

Тэги: минсельхоз, агропром, госпрограммы, субсидии, плановые показатели, манипуляции


минсельхоз, агропром, госпрограммы, субсидии, плановые показатели, манипуляции Дмитрию Патрушеву предстоит разобраться с отчетностью старого руководства Минсельхоза. Фото РИА Новости

Блестящие показатели исполнения государственных программ в агропроме достигаются не увеличением производства, а путем занижения плановых показателей. Такие примеры манипуляций с цифрами обнаружили специалисты Института Гайдара при анализе эффективности государственной поддержки сельского хозяйства. Часть отраслей агропрома действительно увеличили производство. А другим чиновники просто «нарисовали» исполнение плановых показателей.

В текущем году урожай зерна вновь превысит 100 млн т, сообщал новый глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев. «Еще достаточно рано, но при том количестве почв, где посажены озимые, а 95% этих земель имеют удовлетворительное, хорошее качество, при том объеме, количестве и выполнении сезонно-полевых работ можно назвать предварительный прогноз, что урожай будет, наверное, больше 100 млн т», – говорил чиновник.

Заметим, схожие прогнозы ранее фигурировали в докладе ведомства «О ходе и результатах реализации в 2017 году государственной программы развития сельского хозяйства на 2013–2020 годы». Согласно ему, в Минсельхозе предполагают по итогам текущего года собрать около 115 млн т зерна. Заметим, по итогам 2017 года РФ собрала рекордные 135,4 млн т.

Ожидают в Минсельхозе и снижения по другим сельхозкультурам. Так, сбор сахарной свеклы в этом году сократится на 24%, до 39,3 млн т.

В производстве сырого молока чиновники прогнозируют рост. Надои в текущем году составят 31,3 млн т, что лишь на 0,6% выше показателей прошлого года. 

«Рост доли корпоративного сектора в молочной подотрасли, техническая и технологическая модернизация путем увеличения ввода новых, реконструированных и модернизированных объектов молочного скотоводства при условии сохранения поголовья и повышения продуктивности крупного рогатого скота молочного направления будут способствовать росту производства сырого молока в 2018 году»,   – указано в документе.

Основные намеченные показатели госпрограммы по развитию сельского хозяйства были достигнуты в прошлом году, отчитывается ведомство. Так, производство агропродукции в хозяйствах всех категорий выросло на 2,4% по сравнению с 2016-м. Инвестиции в основной капитал выросли на 3,1%, рентабельность сельскохозяйственных организаций с учетом субсидий составила 14,3%.

Вместе с тем аналитики рынка считают представленный ведомством доклад слишком оптимистичным. «Не все выводы доклада представляются обоснованными. Кроме того, некоторые критерии поддержки агропредприятий и крестьянских хозяйств не были четкими и прозрачными», – отмечают эксперты Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) и Института Гайдара, представившие свой анализ доклада Минсельхоза по реализации госпрограммы.

Динамика выполнения показателя «Производство молока в хозяйствах всех категорий», млн т. 	Источник: Институт Гайдара, РАНХиГС
Динамика выполнения показателя «Производство молока в хозяйствах всех категорий», млн т. Источник: Институт Гайдара, РАНХиГС

Они, в частности, отмечают, что пороговые значения показателей Доктрины продовольственной безопасности оказались превышены по всем основным продуктам, кроме молока и соли. «По молоку и молокопродуктам удельный вес отечественной продукции составил 82,4%, что выше уровня 2016 года, но ниже порогового значения (90%)», – говорят они.

Кроме того, сетуют аналитики, в случае неисполнения отдельных индикаторов программы чиновники вместо глубокого критического анализа проблем развития «ограничились традиционными ссылками на погоду, задержку с подготовкой нормативно-правовой документации и сравнениями с подкорректированными плановыми показателями».

Еще более странно, по мнению экономистов, выглядит анализ выполнения заданий госпрограммы по производству молока. «Известно, что поголовье молочных коров в стране падает, а производство по сравнению с 1990 годом упало почти вдвое и в последние годы стагнирует на этом самом низком уровне. Однако в докладе утверждается, что целевой индикатор госпрограммы по этому показателю выполнен на 100,1%», – обращает внимание он. По факту же, продолжает эксперт, целевой индикатор был выполнен лишь в 2017 году, тогда как в предыдущие годы он, наоборот, не исполнялся. «На самом деле ситуация была примерно одинаковой, а различия объясняются лишь выбором планового показателя: за 2013–2016 годы плановые индикаторы приведены по первоначальной госпрограмме, утвержденной еще в 2012 году, а за 2017-й – скорректированный показатель. Если использовать первоначальное задание по объемам производства молока – 35,15 млн т, то в 2017 году индикатор окажется достигнутым не на 100,1%, а всего лишь на 88%», – отмечает автор анализа отчета Минсельхоза главный научный сотрудник лаборатории аграрной политики Института Гайдара Василий Узун.

Вызывают недоумение у аналитиков и особенности выделения в стране субсидий на поддержку агросектора. «В 2017-м на осуществление госпрограммы было выделено из федерального бюджета 248,4 млрд руб. Из бюджетов субъектов РФ на поддержку сельского хозяйства в предыдущие годы выделялось еще около 120 млрд руб. в год. Однако в докладе проанализировано использование только федеральных средств, суммы региональных расходов не приведены, они упоминаются лишь при рассмотрении некоторых мероприятий», – замечает Василий Узун, подчеркивая, что часть средств в итоге вообще не была использована.

В целом на финансирование мероприятий госпрограммы в прошлом году было использовано 233,8 млрд руб. федеральных средств. «39,5 млрд руб. ушло на поддержку несельскохозяйственных отраслей, 61,4 млрд руб. направлено на обеспечение условий функционирования сельского хозяйства. И лишь оставшиеся 132,8 млрд руб. были использованы на мероприятия, в осуществлении которых принимали участие сельхозпроизводители», – продолжают эксперты. Из этой суммы меньше 10% было направлено на поддержку малых форм хозяйствования – 10,3 млрд руб. При этом в 2017 году малый бизнес получил субсидий почти в пять раз меньше, чем в 2015 году.

«Малый бизнес фактически отлучили от субсидируемых кредитов, хотя доля крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) в валовой продукции сельского хозяйства в 2017 году достигла почти 13%», – указывают исследователи.

Основные деньги по субсидиям получили агрохолдинги и другие крупнейшие сельскохозяйственные организации, отмечают исследователи. Так, всего на субсидирование кредитов было выделено 58,4 млрд руб., однако на отдельные крупнейшие проекты из бюджета выделялось по 10 млрд руб. и более субсидий. «Чиновникам всегда легче выдать крупную субсидию одному, чем работать с большим количеством мелких получателей», – резюмирует Узун.

При этом в целом РФ довольно мало тратит на поддержку сельского хозяйства. «В среднем за последние годы (2010–2016 годы) расходовалось от 0,37 до 0,57% ВВП страны (примерно 1,2–1,3% консолидированного бюджета)», – замечали ранее эксперты РАНХиГС в докладе, подготовленном для Центра стратегических разработок.

Низкая поддержка АПК из бюджета, очевидно, компенсируется более высокой поддержкой конечных потребителей сельхозпродукции, которые платят сельхозпроизводителям большую цену, чем они могли платить при открытом рынке и множестве импортеров, делают вывод специалисты. Сумма такой переплаты обычно называется «трансфертом сельхозпроизводителям от потребителей», объясняют в РАНХиГС. «В России уровень такой совокупной поддержки только в 2015 году был выше, чем в США и Евросоюзе», – подчеркивают эксперты. В итоге можно с уверенностью говорить, что основным источником средств на поддержку сельского хозяйства в России являются потребители продукции АПК. «На их долю в 2015 году приходилось 62% совокупной поддержки, а на долю бюджета – 38%. Для сравнения: в США в совокупной поддержке АПК бюджетная поддержка составляла 83,7%, в ЕС – 82,7%», – следует из доклада ЦСР.

В результате получается, что в США и ЕС, где в совокупной поддержке отрасли высок удельный вес бюджета, она оказывается в основном за счет богатых и в итоге способствует снижению доли расходов на продовольствие в бюджетах бедных семей. «В России же, наоборот, в совокупной поддержке высок удельный вес потребителей сельхозпродукции, и поддержка оказывается за счет бедных. В результате растут цены на продовольствие, что приводит к увеличению доли расходов на продовольствие в бюджетах семей», – замечают в РАНХиГС.  В итоге страдают самые бедные семьи, которые платят косвенный налог на продовольствие, резюмируют эксперты. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Лукашенко и султан нашли много общего

Лукашенко и султан нашли много общего

Дмитрий Тараторин

Президент Белоруссии надеется, что Оман станет центром торговой экспансии Минска

0
2672
Правительству поручено поддержать угольщиков...

Правительству поручено поддержать угольщиков...

Михаил Сергеев

Западные чиновники грозят новыми рестрикциями против Китая, России и Сербии

0
5723
Продовольственная инфляция становится двузначной

Продовольственная инфляция становится двузначной

Михаил Сергеев

Молочное стадо в РФ сокращается во всех видах хозяйств

0
6671
Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

Региональная политика 7-10 октября в зеркале Telegram

0
20484

Другие новости