Индексы промышленного производства в % к среднемесячному значению 2015 года. Источник: Росстат
За первые четыре месяца этого года производство в РФ увеличилось почти на 2%. Однако в апреле рост составил в годовом выражении скромные 1,3%, тогда как еще в январе промышленность росла практически на 3%. Стагнируют добыча некоторых полезных ископаемых и производство стройматериалов, следует из данных Росстата. Но есть в РФ и точки взрывного роста производства. Так, объемы переработки картофеля увеличились на 40%, а спецодежды – даже на 50%. Тем не менее эксперты не ждут заметного промышленного роста по итогам года. В лучшем случае мы увидим прирост промпроизводства на 1%, считают аналитики.
За январь–апрель текущего года объем промышленного производства в РФ увеличился в годовом исчислении на 1,8%, сообщил в прошедшую субботу Росстат. Весомая доля этого роста приходится на январь, когда выпуск промышленной продукции в стране увеличился практически на 3% в годовом выражении. Уже после этого промпроизводство показывало куда более сдержанную динамику. В феврале выпуск продукции вырос на 1,5%, в марте – на 1% и в апреле – на 1,3%.
При этом объем добычи полезных ископаемых в апреле вырос на 1,7% к аналогичному периоду 2017 года, а за четыре месяца – на 1,2%. Объем производства в обрабатывающих отраслях промышленности увеличился в апреле на 1,1%, а за январь–апрель прибавил 2%. Рост в сфере обеспечения электроэнергией, газом и паром составил в апреле 1,1%, увеличившись за четыре месяца этого года на 2,1%. Показатели в сфере водоснабжения и утилизации отходов хуже – в апреле снижение на 1,4%. А за четыре месяца текущего года – на 1,5% ниже прошлогодних показателей.
Если же говорить про выпуск отдельных промышленных товаров, то в целом неплохо чувствует себя добыча природного газа. Она увеличилась почти на 17% в апреле и на 7,4% про итогам четырех месяцев текущего года. Производство алюминия в апреле подскочило аж на 35%, показав по итогам четырех месяцев прирост в 5,3%.
Позитивную динамику демонстрируют и отдельные позиции в производстве пищевой продукции. Так, переработка картофеля в апреле выросла на 40%, за четыре месяца – на 31%.
Растут и отдельные сегменты швейного производства. К примеру, как следует из данных ведомства Александра Суринова, производство спецодежды увеличилось на 50%, за четыре месяца этого года – более чем на треть.
Неплохие показатели в целом демонстрирует и автомобильная промышленность. В частности, производство легковых автомобилей в РФ увеличилось в апреле на 21%, а за четыре месяца – на 20%. Еще лучше показатели в производстве железнодорожных пассажирских вагонов – в апреле их выпуск увеличился в 2,6 раза, с января по апрель – в 2,3 раза.
Куда хуже чувствует себя добыча сырой нефти. В апреле она снизилась на 0,2% в годовом выражении. За четыре месяца – на 1,1%. Не лучше показатели и в производстве отдельных видов топлива. Производство дизельного сократилось в апреле на 9%, в целом с января по апрель – на 2,4%. Производство мазута – на 11,4% в апреле и на 10,6% в январе–апреле.
Снижается производство строительных материалов. По итогам четырех месяцев этого года производство цемента сократилось почти на 4%, строительного кирпича – на 11,4%, бетона – на 7%.
И аналитики довольно осторожны в оценках будущего промышленного роста. С одной стороны, рассуждает завлабораторией конъюнктурных опросов Института Гайдара Сергей Цухло, первые майские данные по российской промышленности показывают сохранение положительных тенденций в оценке ситуации предприятиями. Такие выводы экономист, в частности, делает на основании рассчитываемого институтом индекса промышленного оптимизма, который представляет собой первую краткую оценку положения дел в российской промышленности в мае. «Рост индекса оптимизма в мае продолжился, но – крайне медленный и осторожный, что неудивительно в условиях затяжной стагнации с непредсказуемым выходом из нее», – отмечает он. Вместе с тем промышленность не очень уверена в сохранении в летние месяцы позитива мая, продолжает Цухло. «В пользу такого вывода говорят оценки запасов готовой продукции и планы выпуска», – отмечает он.
Текущая динамика отраслей промышленного производства крайне неоднородна, соглашаются эксперты «НГ». «В настоящее время наблюдается четкое деление на отрасли – драйверы экономического роста, к числу которых можно отнести химическую, пищевую и легкую промышленность, и проблемные отрасли, динамика которых подвержена серьезным флуктуациям. К их числу следует отнести металлургию и транспортное машиностроение», – перечисляет доцент Российского экономического университета им. Плеханова Ирина Комарова. По ее мнению, по итогам 2018 года стоит ожидать роста промышленного производства, однако темпы будут невысоки – не более 2% прироста в годовом сопоставлении.
Между тем, продолжает директор Экспертной группы Veta Дмитрий Жарский, небольшие темпы роста могут быть обусловлены простой статистической погрешностью. «Поэтому нельзя с уверенностью сказать, что годовые темпы роста промпроизводства в России в действительности не равны нулю или не близки к этому уровню», – подчеркивает он. «Иначе получается, что наша промышленность растет темпами, сопоставимыми с Евросоюзом последние 2–3 года, +1,5%. Но промышленность европейских стран сильно отличается от российской прежде всего меньшим объемом собственных энергоресурсов, а также переходом к постиндустриальному периоду развития. Российская промышленность с ее дешевыми источниками энергии должна расти быстрее, но почему-то этого не происходит», – отмечает аналитик, полагая, что причина низкого роста кроется в высоком уровне бюрократической нагрузки.
«По итогам 2018 года, полагаю, нас ждет рост промпроизводства не более 1%, и то по большей части за счет высокой стоимости нефти и, как следствие, активизации деятельности предприятий в этой сфере», – уверен он.
Заметим, ранее в Минэкономразвития (МЭР) при этом прогнозировали рост промпроизводства на 2018–2020 годы на уровне 2,5% в год. И очевидно, за достижение этого показателя вновь ответственен Денис Мантуров, утвержденный в качестве главы Минпромторга в новом правительстве.
В целом же экономика страны, судя по прогнозам МЭР, должна расти выше 2% в год. Но теперь от чиновников все чаще слышны заявления о необходимости пересмотра макропоказателей в сторону большей реальности. Так, на прошлой неделе глава МЭР Максим Орешкин подтвердил, что ведомство планирует понизить прогноз по росту ВВП РФ в 2018 году с 2,1% из-за слабого роста в начале года. «Будут уточняться все показатели. Я думаю, учитывая не очень хорошую ситуацию в экономике в начале этого года, у нас темп экономического роста будет понижен», – приводит его слова ТАСС. Помимо ВВП министр не исключал коррекции прогнозного уровня инфляции, стоимости нефти и курса рубля. «Что очень важно, что у нас изменилось за последние полтора месяца, когда я говорю про изменение внешних факторов, это в том числе довольно серьезные колебания курса евро–доллар. Он снизился, и это означает, что курс евро стал поменьше, курс доллара стал повыше», – пояснил Орешкин.
В МЭР обещают представить новый макропрогноз на 2018–2024 годы в июне-июле. В свою очередь, многие инвестбанки уже скорректировали свои ожидания по перспективам российской экономики. Так, Morgan Stanley ухудшил ожидания по росту ВВП страны с 2,3 до 1,8% в 2018 году. Ранее Goldman Sachs снизил свою оценку роста российского ВВП на этот год с 3,3 до 2%. И в первую очередь, как отмечают аналитики, коррекция связана с возможным негативным влиянием на экономику РФ западных санкций.
комментарии(0)