Коммунальные платежи продолжают оставаться яблоком раздора между населением и региональными монополиями. Фото агентства «Москва»
Счета за жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) в последние четыре года в России увеличились темпом в два раза выше, чем доходы населения. При этом число получателей адресной поддержки в виде жилищных субсидий за последние годы сократилось.
Денежные доходы в номинальном выражении в 2017 году по сравнению с 2013-м выросли на 21% (с 25 928 до 31 477 руб.), а счета за жилищно-коммунальные услуги в расчете на одного человека за тот же период увеличились на 39,5% (с 1598 до 2229 руб.). Такой вывод сделала старший научный сотрудник РАНХиГС Александра Бурдяк, отталкиваясь от данных проведенного Росстатом исследования.
Увеличение коммунальных тарифов опережало рост цен на другие товары и услуги, особенно во втором полугодии 2017-го, когда инфляция в целом стала рекордно низкой. Хотя правительство ограничивает своими распоряжениями рост тарифов на ЖКУ в среднем 4%, за 10 месяцев 2017 года, например, по данным исследования банка «Русский стандарт», средний платеж за коммунальные услуги составил 2,7 тыс. руб., а это почти на 9,5% больше, чем за тот же период 2016 года.
Для смягчения нагрузки на бюджеты домашних хозяйств, связанной с ростом тарифов, в стране действует адресная программа жилищных субсидий: предельно допустимая доля совокупных доходов семьи на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в регионах в размере от 10 до 22%. Москвичи, например, имеют право на получение субсидии, если платежи по ЖКХ составляют 10% от их дохода. Властями Санкт-Петербурга этот порог установлен в размере 14%, а в Якутии – 15%.
Кроме субсидий значительная часть населения получает социальную поддержку по оплате ЖКУ, например ветераны труда или члены семей репрессированных.
В пресс-службе Минтруда России «НГ» пояснили, что для федеральных льготников (инвалидов, чернобыльцев и ряда других) существует компенсация в размере 50% от стоимости ЖКУ. На эти цели субъектам РФ выделяются субвенции из средств федерального бюджета. При росте тарифов увеличиваются выделяемые регионам субвенции».
В исследовании Бурдяк, которое основывается на данных проведенного Росстатом «Выборочного наблюдения доходов населения и участия в социальных программах 2017 года», отмечается, что в кризис 2009–2010 годов охват населения мерами социальной поддержки не менялся, а доля семей, получающих жилищные субсидии, напротив, возросла, смягчив шок от снижения доходов. В последние годы такого эффекта в целом по РФ не наблюдается: несмотря на снижение реальных доходов и рост тарифов, доля семей, получающих жилищные субсидии, постепенно сократилась с 6,4% в 2013 году до 5,7% семей в 2017-м.
«Сопоставление объема предоставленных субсидий и мер социальной поддержки с объемом начисленных населению платежей за жилье и коммунальные услуги еще отчетливее показывает снижение роли данных программ», – говорится в исследовании. Выплаты через жилищные субсидии в последние четыре года сократились с 3,3 до 2,8% совокупных начисленных населению платежей, роль социальной поддержки снизилась за тот же период с 14,9 до 11,7%. По данным эксперта, суммарно эти две меры в 2017 году возмещали 14,5% платежей, тогда как накануне кризиса в 2013-м они составляли 18,2% от объема начисленных населению платежей за ЖКУ.
В анализе также отмечается, что размер социальной поддержки на одного пользователя вырос за четыре года на 16%, а размер субсидии на одну семью – на 33%. Исследование отмечает, что меры социальной поддержки предоставляются сегодня в денежной форме, однако категории граждан, которым назначаются эти скидки, по-прежнему не зависят от их доходов или расходов на ЖКУ.
Согласно данным Росстата, 30% домохозяйств состоят только из людей трудоспособного возраста, и в этой группе малоимущие составляют 4,4% семей. В 30% семей есть дети в возрасте до 15 лет, а бедность здесь составляет 21%.
В 7% семей есть и дети, и люди пенсионного возраста (здесь бедность 18%). А вот в 40% домашних хозяйств хотя бы один член семьи в пенсионном возрасте, и в этой группе только 2% семей – малоимущие.
При этом среди получателей социальной поддержки 84% – это домохозяйства с пенсионерами, в том числе 10% домохозяйств, в которых есть и пенсионеры, и дети в возрасте до 15 лет. Семьи с детьми составляют 18% получателей социальной поддержки (с детьми и без пенсионеров – 8%), и домохозяйства, состоящие из лиц трудоспособного возраста, – 8%.
Жилищные субсидии распределяются в большем соответствии с рисками бедности: 30% получателей – это семьи с детьми, 74% – семьи с пенсионерами и 6% – домохозяйства, состоящие из граждан трудоспособного возраста.
Таким образом, меры социальной поддержки и субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг продолжают фокусироваться на домохозяйствах пенсионеров, а не на самой уязвимой по материальному положению группе – семьях с детьми.
Исследование обращает внимание, что в целом получателей субсидий в 2017 году стало меньше, чем в докризисном 2013-м. Только в 20 субъектах Федерации число семей, получающих субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, за это время выросло.
В пресс-службе Минстроя заявили вчера «НГ», что расчеты РАНХиГС вызывают у них большие сомнения. «Данные Росстата не подтверждают приведенные в «Мониторинге экономической ситуации в России» (в нем опубликовано исследование Александры Бурдяк – «НГ») цифры о том, что в период с 2013 по 2017 годы счета за ЖКУ увеличились на 39,5% - сообщили в Минстрое. - При этом, по данным ФАС, который отвечает за установление тарифов и контролирует их динамику, в 2017 году фактический рост размера платы граждан по 82 субъектам РФ составил 3,87%».
Редакция провела собственные расчеты на основании данных Росстата, размещенных в таблицах «Индексы цен и тарифов на отдельные группы и виды услуг» за годы с 2013 по 2017. По статье «Жилищно-коммунальные» рост стоимости в 2017 году составил 5%, в 2016 – 7,4%, в 2015 – 10,1%, в 2014 – 9,4% и в 2013 – 9,8%. Таким образом, если брать 4 последних года, то есть с начала 2014 по конец 2017, рост тарифов на ЖКУ составил, по нашим расчетам, 35,8%. А если еще взять полный 2013 год, то рост за пять лет уже будет на все 49,1%.
В Минстрое сообщили, что с 2013 года установлен предельный размер роста совокупного платежа за коммунальные услуги, который устанавливается правительством на уровне ниже инфляции. «Введенный механизм ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги направлен на долгосрочное ограничение темпов изменения платы граждан за коммунальные услуги и гарантирует гражданам умеренный прирост платы граждан за коммунальные услуги с учетом региональных особенностей. С начала 2017 года плата за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды (освещение подъезда, лифт, влажная уборка) была перенесена из категории коммунальных услуг в жилищные, что обеспечило сдерживание роста совокупного платежа граждан, перевод был обеспечен в строгом соответствии с нормативными ограничениями, установленными субъектами РФ, а также эти ранее неконтролируемые волатильные платежи были исключены из ежемесячных коммунальных платежей. В результате этого изменения средний размер платы гражданина за ОДН уменьшился приблизительно на 30%, - заявили в Минстрое. - Следующим шагом по регулированию платы за и за жилищные услуги стало введение ограничений на их рост. По аналогии с регулированием платы за коммунальные услуги введено ограничение роста платы за жилищные услуги, принят соответствующий закон и методики. По жилищной услуге введены предельные индексы, сейчас они утверждаются органами местного самоуправления. При этом, Минстрой России рекомендует приравнивать их к индексу роста потребительских цен и жестко контролирует их соблюдение».
Пресс-служба Минстроя России также сообщила, что в 2016 году на компенсации, льготы и субсидии по всем категориям платежей за ЖКХ государство потратило 359,4 млрд руб, поддержку получили 34,7 млн человек.
«Рост тарифов объясняется очень просто: власти считают, что небольшие повышения окажутся малозаметными для населения, при этом они позволяют собрать существенные суммы на затыкание различных бюджетных дыр, – сказала «НГ» первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. – В ряде регионов тарифы устанавливаются с нарушениями законодательства, именно поэтому у региональных счетных палат масса вопросов и к тарифам, и к действиям управляющих компаний, и к действиям ресурсных компаний, притом что качество предоставляемых услуг не улучшается. Подавляющее большинство граждан России считают, что качество услуг ЖКХ не соответствует их цене. Компании, в свою очередь, жалуются на недостаток рентабельности. В случае ЖКХ речь идет о глубокой системной проблеме, о ней говорят уже очень много лет, и если ничего с ней не делать, то уровень социальной напряженности повысится чрезмерно».
комментарии(0)