Владимир Путин назвал Крымский мост чудом. Фото Reuters
Во главе колонны из нескольких десятков самосвалов, бетономешалок, автовышек и автокранов за рулем «КамАЗа» президент Владимир Путин открыл во вторник движение по автомобильной части Крымского моста через Керченский пролив. Он сказал «Поехали!» и дал по газам. Весь путь колонна преодолела всего за 16 минут вместо запланированного получаса. Правда, и двигались гораздо быстрее, чем оговоренные 40 км в час. Впрочем, разрешенная скорость тут 90 км в час.
Это самый длинный мост в Европе, его протяженность 19 км, из которых 7,5 км идут над морем. До сих пор самым длинным в России был Президентский мост через Волгу в Ульяновске (длина около 13 км).
Больше всего президент акцентировал вчера внимание на историчности события и сроках стройки. «Я не знаю, такие сроки где-нибудь есть еще – два года три месяца (осуществлялось строительство моста). Здорово!» – сказал Путин. Задачу построить мост президент поставил перед Минтрансом 19 марта 2014 года. Первоначально планировалось, что автомобили пойдут по мосту только в декабре 2018 года, но Стройгазмонтаж управился раньше, перед началом туристического сезона.
Поздравляя строителей, президент напомнил, что в разные исторические эпохи, еще при царе-батюшке, люди мечтали о том, чтобы построить этот мост, потом вернулись к этому в 30-е годы прошлого столетия, в 40-е, в 50-е годы. «И вот наконец благодаря вашему труду, вашему таланту этот проект, это чудо свершилось. Спасибо вам большое», – сказал Путин, обращаясь к строителям. Кстати, в возведении моста участвуют почти 220 российских предприятий, строительство ведут более 30 мостоотрядов, более 10 тыс. рабочих и свыше 1,5 тыс. инженерно-технических специалистов.
Мост начинается на Таманском полуострове в Краснодарском крае, проходит по пятикилометровой дамбе и острову Тузла, пересекает Керченский пролив и выходит на берег Крыма. Его пропускная способность – 40 тыс. автомобилей в сутки. А даже реконструированная в 2015 году паромная переправа в пик сезона перевозила в четыре раза меньше машин.
С запуском второй части моста – железнодорожной – здесь будут проходить 47 поездов в сутки, они перевезут 14 млн пассажиров и 13 млн т грузов.
Открытие моста позволит развивать с новыми темпами и новым качеством экономику Крыма и Севастополя, поднимать жизненный уровень людей, сказал вчера Владимир Путин.
Правда, эксперты утверждают, что «отобьются» вложенные в стройку 230 млрд руб. очень не скоро, и даже представители крымских властей говорят, что экономический эффект от пуска именно автомобильного моста вряд ли будет быстро заметен, в первую очередь из-за того, что грузовое движение по нему будет разрешено только в октябре.
Министр экономического развития Республики Крым Наталья Чабан прогнозирует ощутимый экономический эффект не ранее конца 2019 года. «Серьезный и видимый экономический рост, связанный с открытием моста и упрощением логистики, мы увидим в конце 2019-го, потому что отсутствие грузоперевозок существенно продолжает сдерживать развитие экономики», – сказала Чабан.
Впрочем, именно в связи с открытием первой части моста в Крыму уже ждут увеличение потока туристов примерно на 700 тыс. человек за сезон, то есть на 12% (уже в этом году планируется открыть к началу сезона 50 новых пляжей).
С открытием моста турпоток по автомобильным трассам Кубани возрастет на 30%, заявил губернатор Кубани Вениамин Кондратьев. «Открытие Крымского моста превратит юг России в единый большой курорт. Суммарно мы сможем принимать свыше 21 млн человек в год», – сказал он.
Главное достоинство Крымского моста – это символическая составляющая: Россия может реализовывать крупномасштабные высокотехнологичные инфраструктурные проекты, причем с опережением сроков, без явных провалов и явной коррупции, сказал агентству Regnum крымский политолог Николай Кузьмин. «На фоне скандального строительства космодрома Восточный и других объектов это вселяет надежду в граждан России», – полагает эксперт.
«Посчитать с точностью до рубля экономический эффект, вероятнее всего, практически будет невозможно, однако несомненно, что сухопутное сообщение Крыма с материковой частью России даст мощный толчок развитию полуострова, – сказал «НГ» финансовый консультант компании «ТелетрейдБел» Михаил Грачев. – Уже с вводом автомобильного сообщения можно рассчитывать на существенное увеличение объема грузовых и пассажирских перевозок, которые будут платными. Какая-то часть средств, потраченных на строительство моста, уже начнет возвращаться».
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский считает, что экономический эффект уже есть. «Некоторые местные предприятия были модернизированы, чтобы участвовать в этой масштабной стройке, развивается туристическая инфраструктура, что также будет приносить стабильный доход. Косвенный экономический эффект от моста, вызванный, в частности, ростом малого и среднего бизнеса в регионе, не менее важен. Но самое важное – это появление очень символичного и полезного инженерного объекта, которых у нас давно не возникало», – сказал «НГ» Андриевский.
«Экономический эффект от введения в эксплуатацию Крымского моста будет очень значимым, – соглашается инвестиционный аналитик компании Global FX Иван Карякин. – Но если проезд по мосту будет бесплатным, его окупаемость и экономический эффект от эксплуатации в деньгах посчитать крайне сложно. Экономический эффект от инфраструктурных объектов, как правило, растягивается на десятилетия и связан с выгодой от экономического освоения территорий».
По мнению эксперта, увеличение грузопотока приведет к тому, что доставка грузов станет дешевле. Это поможет снизить стоимость доставки топлива и материалов, а также продуктов питания. Именно увеличение грузопотока и удешевление доставки грузов будут первым экономическим эффектом, который почувствуют крымчане. «Увеличение турпотока будет проходить медленнее, так как для этого нужна развитая туристическая инфраструктура, но пока главные «мощности» по приему туристов в Крыму находятся в частном секторе, и его быстрое развитие невозможно, так как нужны многомиллиардные инвестиции, – сказал «НГ» Карякин.
По мнению эксперта, с инвестициями будут связаны основные проблемы развития крымской экономики и повышения отдачи от эксплуатации нового транспортного коридора.
комментарии(0)