Неучастие денежных властей в управлении экономическим ростом приводит к неоправданно низкой доступности денег в промышленности и существенному накоплению средств в финансовом секторе, утверждает сегодня в журнале «Эксперт» главный директор по финансовым исследованиям Института энергетики и финансов, профессор Финансового университета при правительстве РФ, доктор экономических наук Михаил Ершов.
Дело не только в санкциях
Как подчеркивает автор статьи «Инфляция уже на минимуме, а роста экономики все нет», «инфляция в России уже пятый квартал подряд находится на минимальных исторических уровнях и сейчас даже ниже целевых показателей Банка России». Но при этом, напоминает Михаил Ершов, темпы роста экономики остаются минимальными и неустойчивыми. Более того, последние два квартала рост экономики замедляется.
Понятно, что «ситуация осложняется и антироссийскими санкциями, которые были введены в 2014 году и являются значимым негативным фактором для экономики, хотя поначалу они и способствовали некоторому росту импортозамещающей деятельности». В итоге российским банкам трудно привлекать дешевые ресурсы. Это негативно сказывается на инвестиционной деятельности предприятий и ухудшает показатели их деятельности.
«В такой ситуации предприятия все больше вынуждены переориентироваться на внутренние рынки капитала, масштабы которых незначительны, а условия на них хуже, чем на внешних рынках, – пишет Ершов. – При этом представляется, что экономика РФ и регуляторы располагают необходимыми ресурсами и рычагами, чтобы обеспечить успешное развитие на внутренней основе и смягчить негативное воздействие внешних санкций».
Главная проблема, полагает эксперт, в процентных ставках, которые стали барьером для инвестиций. Хотя они снижаются (но остаются выше, чем в других странах), цена денег для нефинансовых организаций остается на более высоком уровне, чем рентабельность большинства отраслей обрабатывающей промышленности. Это уменьшает спрос на кредиты, ведет к стагнации банковского кредитования и монетизации экономики в целом, одновременно тормозя экономический рост.
Работа на финансовых спекулянтов
Более того, пишет профессор Ершов, даже в таких условиях ЦБ РФ в прогнозе до 2020 года ожидает сохранения профицита ликвидности в объеме трех триллионов рублей: «То есть будет продолжать изымать деньги из экономики с помощью депозитных аукционов, а также посредством размещения облигаций Банка России. Это говорит о том, что регулятор не планирует способствовать налаживанию механизмов денежной трансмиссии в реальную экономику, что могло бы повысить роль внутренних факторов для роста экономики».
При этом, несмотря на все опасения, сокращение процентных ставок не привело к росту инфляции. Более того, с 2016 года рост цен стал заметно замедляться, а ВВП растет, хотя и незначительно и существенно ниже, чем необходимо. Банк России, как писали «Ведомости» (см. номер от 16. 06. 16) ссылается на дефицит бюджета (1,4% ВВП в 2017 году). Вопрос: является ли дефицит барьером для снижения процентных ставок? Ответ: во многих ведущих экономиках мира (например, в США, Японии, Великобритании) устойчивый бюджетный дефицит отмечается наряду с минимальными значениями процентных ставок.
Другое дело, пишет Ершов, что высокие ставки выгодны для спекулянтов. То есть средства привлекаются на западных рынках, где ставки более низкие, а вкладываются на рынках, где ставки существенно выше (в том числе в России). Все это ухудшает экономические условия, повышает риски и затрудняет ведение бизнеса в России.
Низкой инфляции недостаточно для стимулирования спроса, говорится в публикации, «поэтому даже минимальный уровень инфляции при высоких реальных процентных ставках и при высоком абсолютном уровне цен вводит реальный сектор и экономику РФ в целом в затяжную фазу низких темпов роста». В итоге ресурсы уходят из реального сектора экономики в банковскую сферу. Вот наглядные цифры: финансовый результат банковского сектора РФ в 2015-2017 годах вырос на 300%, тогда как финансовый результат предприятий РФ (без субъектов малого предпринимательства) повысился всего на 40%.
Туманная политика Центробанка
«Валютная политика, проводимая Банком России в настоящее время, в целом неясна, – пишет Михаил Ершов. – Как считают в ЦБ, поддержка рубля была оправданна, пока не было санкций и пока не произошло падения цен на нефть. Отметим, однако, что и санкции, и падение цен на нефть лишь усилили неустойчивость на валютном рынке. И участие ЦБ в такой ситуации было бы крайне важно для поддержания стабильности рынка и сохранения уверенности участников. Прекращение поддержки в этих условиях выглядит столь же непонятно, как если бы врач объявил пациенту о прекращении его лечения ввиду обострения болезни».
Регулятор на то и существует, полагает автор журнала «Эксперт», чтобы в критические моменты выходить на рынок и изменять складывающиеся там негативные тренды в соответствии с приоритетами в экономике: «Для обеспечения необходимого уровня устойчивости в валютной сфере российским регуляторам следует более четко обозначать возможности по установлению валютного курса и обеспечению его стабильности, которыми они располагают, что обеспечит участникам большее понимание будущих тенденций валютного рынка».
Главный вопрос не меняется: что делать?
«Ранее экономический рост во многом основывался на притоке доходов от экспорта и на внешних займах, – полагает Ершов. – Инвестиции, особенно долгосрочные, нередко играли второстепенную роль. Однако кризисы 2008-2009 и 2015-2016 годов, а также антироссийские санкции со всей очевидностью показали необходимость изменения такой модели экономического роста. Нужно, чтобы она базировалась в первую очередь на внутренних источниках фондирования и спроса, а не на внешних, как ранее. Уже сейчас важно использовать механизмы целевого формирования финансовых потоков на основе внутренних источников и направления их на первоочередные бюджетные и иные приоритеты».
По мнению Михаила Ершова, «требует пристального внимания формирование более устойчивых источников создания денежного предложения, в первую очередь на основе приоритетов национального развития по примеру наиболее развитых финансовых систем мира». Такая практика успешно применяется в последние десятилетия наиболее зрелыми экономиками мира – США и Японией. В этих странах на госбумаги приходится 85-95% всей эмиссии (денежной базы) национальной валюты. То есть весь объем денег, который существует в экономиках этих двух стран в настоящее время, в решающей степени был создан под бюджетные приоритеты. Другими словами, речь идет о полноценной денежно-промышленной политике.
«При этом в указанном процессе, – пишет эксперт, – активно участвуют министерства финансов и центробанки этих стран как главный источник финансовых ресурсов и эмиссионные центры. Когда центробанки покупают госбумаги, выпущенные своим минфином, они, по сути, осуществляют целевую эмиссию на те цели, для которых выпущена бумага, – на ипотеку, малый бизнес, региональные программы и др. Другими словами, сразу задаются контуры желаемой структуры экономики. Причем, как правило, это длинная и сверхдлинная эмиссия, на 30-40 лет».
При этом в России доля госбумаг в эмиссии рубля составляет менее 5% (по данным на 2016 год). Это говорит о больших неиспользуемых возможностях как с точки зрения нормализации положения в финансовой и бюджетной сферах, так и с учетом развития потенциала экономического развития в целом.
Но формирование «длинных» денег, подчеркивает профессор Ершов, необходимых для российской экономики, возможно в случае принципиального пересмотра механизмов формирования денежного предложения с повышением роли российских монетарных властей в этом процессе. А участие Центрального банка в указанных механизмах позволит сформировать адекватный объем длинных денег, необходимый для финансирования бюджетных задач, не сокращая при этом ликвидность финансового рынка в целом и не создавая ограничений для отраслей реальной экономики. Формируемая в результате системная ликвидность будет залогом прочности экономики.
«Переход к внутренним денежным механизмам роста, целевая кредитная эмиссия, повышение уровня монетизации экономики, существенное снижение ключевой ставки и ставок по кредитам, формирование длинных денег, как представляется, будут способствовать реализации приоритетов промышленной политики и созданию необходимых основ, которые укрепят позиции России в условиях санкций и внешних шоков и облегчат устойчивое развитие экономики», – делает вывод эксперт.
комментарии(0)