Ангела Меркел и Олаф Шольц спешат на еженедельное заседание кабинета министров. Фото Adam Berry/Getty Images
Ассоциация европейского бизнеса в России весьма обеспокоена усилением американских санкций. А руководство Германии хочет, чтобы администрация Трампа освободила немецкие компании от угрозы наказания за работу в России. Министр финансов Германии Олаф Шольц будет добиваться особого подхода к бизнесу из ФРГ во время визита в Вашингтон на этой неделе, а канцлер Ангела Меркель якобы планирует поднять этот вопрос на встрече с президентом Дональдом Трампом в конце апреля.
«Восточный комитет германской экономики хочет, чтобы дочерние компании немецких фирм были защищены, если материнские компании ведут в России бизнес, который, по мнению властей США, нарушает санкции. Либо, заявляют лоббисты организации, США должны сделать исключения для совместных предприятий и инвестиций, договоренность о которых была достигнута до определенной даты. Санкции могут обойтись немецкой промышленности в сотни миллионов евро», – пишет американская Wall Street Journal. При этом она отмечает, что Минфин США вправе разрешать компаниям продолжать деловые отношения с находящимися под санкциями организациями на согласованный период времени.
По словам профессора Александра Гусева, санкции, которые инициировали США, снижают объемы доходной части бюджета европейских стран, но Германия теряет от них гораздо больше, чем другие европейские страны, потому что у нее более 3,5 тыс. совместных предприятий с Россией, на которых работают 330 тыс. человек.
Вчера Ассоциация европейского бизнеса (AEБ) выразила обеспокоенность возможными негативными последствиями введения новых санкций США в отношении России, жертвой которых могут стать европейские компании.
Крупнейшие немецкие компании надеются сохранить свои активы в России. Фото агентства «Москва» |
«Ассоциация европейского бизнеса выражает крайнюю обеспокоенность возможными негативными последствиями введения новых санкций США в отношении ряда российских физических и юридических лиц, – говорится в сообщении. – АЕБ проинформировала руководство Европейского союза о своей озабоченности, вызванной санкционной политикой США, жертвами которой могут стать европейские компании, ведущие бизнес в России и с Россией», – отметили в АЕБ.
«Немецкому бизнесу грозит ущерб в размере нескольких сотен миллионов евро в краткосрочной перспективе, а в долгосрочной – под ударом могут оказаться проекты общей стоимостью в несколько миллиардов евро», – сказал «НГ» руководитель департамента коммуникаций Российско-германской внешнеторговой палаты Алексей Кнельц. По его мнению, о «сворачивании бизнеса» и прекращении существующих проектов речь не идет. «Бизнес приостановит инвестиции в новые проекты из-за увеличения рисков и потенциальных издержек. Тем не менее последствия из-за санкций для обеих стран могут быть очень тяжелыми. По результатам исследования университета Киля потери из-за введенных в 2014 году двусторонних санкций для России и ЕС уже превысили отметку в 100 млрд евро. Последние санкции со стороны США гораздо серьезнее, так как затрагивают все отрасли экономики, и их последствия могут быть еще больше», – говорит Кнельц. Ранее глава Восточного комитета немецкой экономики Вольфганг Бюхеле уточнял, что около 60% потерь от санкций приходится на Россию и около 40% – на экономику ЕС.
Давление на правительство Меркель оказывают крупные компании, такие как Siemens, Daimler и Volkswagen, у которых бизнес в России и которые не хотят становиться жертвами ухудшившихся отношений между Москвой и Вашингтоном.
По данным Российско-германской внешнеторговой палаты, немецкие бизнесмены изначально выступали против санкций, потому что считают их контрпродуктивными. «По данным нашего опроса по деловому климату, 94% немецких компаний в России выступают против санкций», – говорит Кнельц.
Вчера стало известно, что делегация из Германии представит на Ялтинском международном экономическом форуме (ЯМЭФ) проект создания центра экологического строительства, об этом ТАСС сообщил руководитель проекта «Народная дипломатия» Андреас Маурер. На форум в Ялту прибыл также депутат Бундестага ФРГ Маркус Фронмайер.
«США и Великобритания используют весь свой арсенал влияния, чтобы не допустить сближения России и Германии, торговый оборот которых является одним из самых значительных: для России Германия находится на втором месте после Китая по торговому обороту, – сказала «НГ» доцент кафедры экономической теории РЭУ имени Г.В. Плеханова Екатерина Новикова. – Около 5 тыс. немецких компаний ведут свою деятельность в России, включая основные ведущие немецкие компании в области машиностроения, химии, фармакологии, автомобилестроения. Объем инвестиций в Россию из Германии на конец 2017 года составил около 2 млрд евро».
Самый интересный вопрос – судьба газопровода «Северный поток – 2». С одной стороны, Ангела Меркель недавно согласилась учитывать и политическую составляющую этого проекта, обозначив компромисс в виде сохранения части транзита российского газа в Европу через территорию Украины. Но если США исходят из того, что он подрывает энергетическую безопасность и стабильность Европы, а та же Украина с Польшей мечтают, чтобы американцы ввели против этой трубы жесткий санкционный режим, то немцы критиковали даже неконкретный прошлогодний августовский санкционный закон США. Бывший тогда главой МИДа Зигмар Габриэль называл его «агрессивным совмещением политических вопросов с американскими экономическими интересами» и стремлением «вывести российский газ с европейского рынка для продажи там американского газа».
«СП-2 скорее будет построен, чем нет. Шансы на успех – три к одному, – сказал «НГ» ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. – Это видно и по выдаче разрешений для стройки, и по интересу западных компаний к продолжению финансирования проекта. Западные компании также входят в проект строительства отводного газопровода от СП-2 (Eugal, который будет вести российский газ из Грайфсвальда по Германии в Чехию), это очень хороший знак».
По мнению эксперта, многое будет зависеть от того, насколько далеко смогут зайти США в давлении на саму Германию или другие европейские страны. «ФРГ со времен американской зоны оккупации после Второй мировой войны сильно зависят от США, но часто немцы рискуют, и риск остается оправдан (как в случае с исторической сделкой «газ – трубы» или как в случае с продолжением работы Siemens в России после скандала с турбинами). Одно дело – наказывать Европу за сотрудничество с Ираном или Суданом, и совершенно другое – наказывать тот же Siemens за сотрудничество с Россией. Россия слишком важна для Европы, поэтому США и не наказали Siemens так, как, например, BNP Paribas. И пытаться запрещать работу немцам с российскими компаниями из SDN-list, да еще и в условиях возможного расширения этого списка на компании нефтегазового сектора, – это будет перебором для Вашингтона», – считает Митрахович.
комментарии(0)