0
3623
Газета Экономика Печатная версия

27.03.2018 08:00:00

Планы по установке "умных счетчиков" нуждаются в корректировках

Чиновники и участники рынка не могут определиться с источниками финансирования спорного проекта

Тэги: русгидро, счетчики, электроэнергия, энергетика


русгидро, счетчики, электроэнергия, энергетика Участники энергорынка ждут ответа на вопрос, за чей счет электросетевой комплекс будет обеспечиваться интеллекту- альными системами учета. Фото с сайта www.rushydro.ru

В Совете Федерации прошло заседание комитета по экономической политике, посвященное законопроекту о массовом внедрении интеллектуальных систем учета электроэнергии – так называемых «умных счетчиков». Он уже принят Госдумой в первом чтении, но дальнейшее его рассмотрение отложено – представление поправок продлится до июня. Как показала дискуссия, проблем действительно много, а одна из главных – как финансировать программу ценой в сотни миллиардов рублей. Больше ясности в этом вопросе не стало. В Совфеде взяли три недели на то, чтобы сформулировать свои поправки.

Как рассказал замминистра энергетики Вячеслав Кравченко, законопроект претерпит изменения. В частности, решено, что установка интеллектуальных систем будет проводиться эволюционно: замена на «умный счетчик» должна производиться только после выхода из строя старого прибора. Кроме того, будет установлен норматив стоимости новых устройств, и при установлении тарифа будет учитываться только она – все, что сверх норматива, нужно будет искать не из регулируемого источника. Председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Дмитрий Мезенцев несколько раз подчеркнул: увеличение нагрузок на граждан недопустимо.

С точки зрения потребителей электроэнергии, законопроект может быть поддержан лишь на некоторых условиях. Во-первых, не должно быть дополнительной финансовой нагрузки, в том числе за счет перераспределения или увеличения перекрестного субсидирования. Во-вторых, в качестве источников финансирования в первую очередь необходимо использовать экономический эффект от реализации проекта, а также максимально использовать возможность привлечения дополнительных кредитных средств. В-третьих, для финансирования дефицита в качестве приоритета можно завершить программу льготного техприсоединения для потребителей 15 и 150 кВт. А кроме того, необходимо учитывать интересы независимых территориально-сетевых организаций и потребителей, в том через механизмы согласования принятия принципиальных решений на уровне совета потребителей при совете директоров.

Увеличения тарифа не потребуется, заверил гендиректор «Россетей» Павел Ливинский, – процесс будет самоокупаемым. По его словам, внедрение интеллектуального учета позволит снизить объем потерь электроэнергии с 15,3% до 4%. Эффект для «Россетей» за счет уменьшения капитальных вложений составит до 50 млрд руб. в год, за счет сокращения потерь – до 40 млрд руб. в год. В целом ожидаемая экономия на пять лет составит 197 млрд руб.

Но не все так просто. «У сетевых компаний по тарифному законодательству вся экономия вырезается, – уточнил председатель правления «Интер РАО» Борис Ковальчук. – Нет в регулируемой деятельности никакой возможности без изменения действующего законодательства куда-либо потратить деньги – это называется невыполнение инвестиционной программы и в ряде случаев карается уголовной ответственностью. Правда, есть долгосрочный инвестиционный период, но он всего пять лет, а программа окупаемости по проекту – 15-20 лет. Не будет работать такое предложение, мы это все хорошо понимаем».

«Законопроект содержит много концептуальных вещей, которые не получили пока должного обсуждения, – отметил начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС Дмитрий Васильев. – В частности, источник, откуда мы будем брать деньги. Есть еще косвенные затраты лиц, которые получат «в награду» требования по оборудованию дополнительных точек. В настоящее время многие компании – генераторы, сбытовые компании – внедряют элементы оптимизации. Никаких составляющих в рамках тарифа это не добавляет. Так же и сетевые компании могут на своей площадке внедрять различные механизмы оптимизации и получать экономию. И если им требуется больший период окупаемости – не 5, а 10-15 лет – мы готовы это рассмотреть».

Участники рынка солидарны, что определение источника финансирования проекта – фундаментальная нерешенная проблема.

Как отмечалось в дискуссии, принципиально важным является решение проблемы перекрестного субсидирования: недопустимо продление данного механизма и использование этих средств для финансирования программы. Есть и проблема с тем, кто будет собственником «умных счетчиков»: «Россети» предлагают монополизировать сферу за ними, другие участники рынка не согласны. Право по предоставлению данных по коммерческому учету электроэнергии может быть предоставлено иным субъектам электроэнергетики, а не только сетевым организациям, подчеркивалось на слушаниях.

«Потребители против реализации концепции развития интеллектуального учета, предложенной ПАО «Россети», – заявил директор департамента розничного рынка и сетей ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Жихарев. – Определение точек учета сетей в качестве расчетных и закрепление за сетевой монополией функции единого оператора интеллектуального учета приведет к дублированию систем учета потребителей электроэнергии и снимет необходимость для сетевой монополии рассчитывать экономический эффект от инвестирования в сетевую инфраструктуру. Включение расходов на создание интеллектуальных систем учета в тариф на услуги по передаче электрической энергии приведет к дополнительному росту перекрестного субсидирования. В ближайшие годы помимо 230 млрд руб. ежегодных субсидий для льготных тарифов населению, промышленность будет оплачивать еще 232 млрд руб. субсидий на развитие возобновляемых источников энергии, строительство и работу мусоросжигательных заводов и межтерриториального субсидирования тарифов на электроэнергию для потребителей в отдельных территориях страны. Достижение заявленных концепцией целей возможно иным, более экономичным способом – за счет повышения эффективности операционной деятельности сетевых организаций, снижения доли компаний с государственным участием в электроэнергетике и развития реальной конкуренции на энергорынке».

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Словакия получила из фондов ЕС 101 млн евро на реализацию проектов энергетики на Украине

Словакия получила из фондов ЕС 101 млн евро на реализацию проектов энергетики на Украине

0
900
Сотворение обитаемого Марса – руководство пользователя

Сотворение обитаемого Марса – руководство пользователя

Александр Майборода

Возможно ли быстрое терраформирование Красной планеты с заменой атмосферы из углекислого газа на кислородную

0
9948
Ферганская долина станет общей для трех стран

Ферганская долина станет общей для трех стран

Виктория Панфилова

Таджикистан, Киргизия и Узбекистан подтвердят границы и интерес к сотрудничеству в энергетической сфере

0
3585
«Роснефть» продолжает убедительно доказывать стратегическую эффективность

«Роснефть» продолжает убедительно доказывать стратегическую эффективность

Михаил Делягин

0
5823

Другие новости