Фото Gettyimages
Бытовые взятки «среди своих» россияне не считают коррупцией или вообще чем-то предосудительным. В то же время коррупция чиновников считается недопустимой и преступной. Такое противоречие в отношении к коррупции социологи объясняют негативным отношением граждан к несправедливым действиям государства, которое заставляет население платить за «бесплатное» образование и медицину и которое совершенно незазорно обманывать. Исследование о неформальных платежах в образовании и медицине представили специалисты Левада-Центра в кудринском Комитете гражданских инициатив (КГИ).
Около 55% наших граждан констатируют наличие тех или иных неформальных отношений в общественной жизни, говорит руководитель отдела социокультурных исследований Левада-Центра Алексей Левинсон. Отметим, сам опрос по восприятию гражданами коррупции социологи проводили еще в 2017 году среди 1570 человек. Но подробный анализ полученных данных они представили вчера в КГИ.
Больше половины граждан РФ сталкиваются с той или иной формой коррупции (или так называемых неформальных отношений), они не слишком это осуждают. Можно даже сказать, что граждане смирились с коррупцией и пытаются извлечь из нее какие-то выгоды для себя.
В большинстве своем граждане РФ соглашаются дать взятку в больнице или учебном заведении, но при этом резко отрицательно в целом относятся к коррупции в стране. «Мы полагаем, что «право на бесплатное образование» и «право на бесплатную охрану здоровья» почитались и почитаются россиянами как права прирожденные и неотъемлемые. Исследования, проводившиеся с начала 1990-х годов, когда начались либеральные реформы во многих областях жизни, показали, что вообще рыночные отношения были встречены настороженно. Но когда были введены элементы платности в образовании и здравоохранении, это вызвало в массовых слоях общества очень резкую негативную реакцию», – рассказывает Левинсон. Платность же, пришедшая с реформами 90-х, есть, согласно этой идее, нарушение исходного и справедливого порядка вещей.
При этом виноватым в этой несправедливости граждане считают в первую очередь государство. «Во взаимоотношениях с государством по части здравоохранения и образования россиянин априорно считает государство, отобравшее два главных бесплатных блага, неправым. Идя на неформальную плату, на взятку работнику образования или здравоохранения, этот субъект может считать, что на это нарушение закона его толкнуло государство, которое само совершило дело неправое, создав эту ситуацию платности», – подчеркивает социолог. То есть, сообщает он, взятка по-прежнему оценивается негативно, но вина за это деяние снимается с взяткодателя и переносится на систему.
Заметим, что восприятие свойских отношений в различных госучреждениях оказывается неоднородным. К примеру, самыми погрязшими в коррупции граждане считают сегодня российские больницы – здесь о наличии неформальных связей сообщает свыше 40% респондентов. Чуть меньше в поликлиниках – 36%.
В целом россияне недовольны тем, как сегодня устроена и работает система здравоохранения и медпомощи, рассказывает Левинсон. «Они недовольны разделением на медпомощь по обязательному и добровольному медстрахованию (ОМС и ДМС) или по разовой оплате. Пространство медучреждения, пространство медицины оказывается для пациентов фундаментально чужим», – говорит он.
Попытка преодоления этого отчуждения возлагается сегодня на компьютеризацию медобслуживания. Однако среди населения эта перспектива энтузиазма не вызывает. По мнению респондентов, компьютеризация станет дальнейшим развитием формального отношения к больным, а не включением неформальных отношений в предоставление услуги, на которые в обществе существует сильный запрос.
Ситуация в образовании, по опросам социологов, выглядит несколько лучше. Так, лишь треть опрошенных жалуется на коррупцию в вузах. Однако свойские отношения в школах и детских садах волнуют россиян куда меньше – на такую проблему указывает лишь 15% граждан.
Низкую озабоченность коррупцией в детских садах и школах социологи связывают с тем, что именно в этих учреждениях проявления неформальных отношений зачастую наиболее одобряются людьми. Ситуация с коррупцией в вузах сложнее. «В массовом сознании россиян с начала 1990-х в отношении высшего образования утвердилась идея, что теперь все платное. Появление частных вузов, появление платных мест в госвузах, разнообразные формы взимания платы за поступление – от формально законных до откровенно незаконных – все это покрывалось единым представлением о том, что теперь для того, чтобы ребенок учился, нужны большие деньги», – рассказывает Левинсон.
Граждане просто смирились с низовой коррупцией, потому что иначе решить важные жизненные проблемы у них никак не получается, говорят эксперты «НГ». «Вот вроде бы есть полис ОМС, но все понимают: если будешь уповать на бесплатные услуги, то тебя так залечат, что живым из больницы не выйдешь», – говорит профессор Академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Татьяна Иларионова. При этом она напоминает, что и сама система здравоохранения сегодня выведена из равновесия. «Никакие поступления высокотехнологичной техники не спасают, потому что врач есть врач – он и никто другой ставит диагноз и назначает лечение. И если нет заинтересованности у врача нормально, спокойно работать, честно выполнять свой долг, – то вот и почва для коррупции. А пациенты это видят, понимают, раскошеливаются», – говорит она, подчеркивая, что схожие процессы протекают и в системе образования.
Причину популярности низовых неформальных отношений эксперты видят в том числе и в непродуманной социальной политике властей. «Государство никак не может определиться: за что же гражданин должен платить, а за что нет. Наше государство имеет перед глазами романо-германский и англосаксонский примеры, стоит на развилке, мучаясь от нерешительности, куда же идти. Романо-германский путь – это путь жестко выстроенной страховой медицины, за работой которой зорко следит власть. Англосаксонский – гражданин за все в ответе сам (платит – лечится, не платит – умирает)», – говорит Иларионова. «Для России после бесплатной советской медицины и образования этот выбор платной модели приводит к большим политическим потерям. В результате мы получили гибридную медицину и гибридное образование. Ну и коррупцию как обязательное приложение ко всему, что существует по нечетким правилам», – резюмирует она.
комментарии(3)
0
Егор 01:43 06.03.2018
"Платная медицина и образование провоцируют низовую коррупцию"---Не низовую,а тотальную. Коррупция в РФ-это раковое заболевание в четвертой стадии. То есть от мозга с метастазами по всему телу. Смерть неизбежная и скоротечная.Назло супостатам из США можно и их прихватить новыми ракетами.
0
Maradona 12:31 06.03.2018
вопрос немного не так поставлен, платить кому, если в гос учр. это явная взятка которая осядет в кармане чиновника, врача, платная клиника тут все ясно касса решает все споры.
0
igor smirnov 13:52 06.03.2018
Не следует выделять медицину и образование, надо говорить o коррупции в целом и, прежде всего, среди высших чиновников. Там - "голова", с которой все начинается...