Свободный порт Владивосток может стать пространством для финансовых экспериментов. Фото с сайта www.vl.ru
Для привлечения инвестиций на Дальний Восток власти хотят создать там экспериментальный финансовый центр. Похоже, одним из главных экспериментов может стать разрешение на создание филиалов зарубежных банков. Если это действительно будет сделано, то такой шаг финансовых властей можно считать по-настоящему революционным, ведь многие годы они выступали как раз против допуска на российский рынок филиалов иностранных банков, в стране могли работать только «дочки».
Банк России готов апробировать на Дальнем Востоке новые практики в сфере финансов, заявил в интервью ТАСС полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Прямо сейчас в работе создание финансового центра на Дальнем Востоке. Недавно я проводил совещание с Центробанком (ЦБ). Там понимают, что доступность финансовых ресурсов является одним из значительных ограничений развития Дальнего Востока, готовы в этой части вместе с нами использовать новые практики, новые режимы, какие – мы сейчас прорабатываем», – пояснил он.
Как говорит Трутнев, «все эти практики будут использоваться с условием сохранения принятых ограничений в части борьбы с отмыванием денег, с коррупцией». «Во всем остальном, мы считаем, пространство достаточно широкое для экспериментов, – сказал он. – Правда, у Центробанка пока довольно сдержанная позиция по поводу криптоактивов, а с остальным мы экспериментируем».
По его словам, «докладывать сейчас какие-то промежуточные результаты довольно странно, потому что к конкретным совместным решениям мы еще не пришли».
Не исключено, что одним из финансовых экспериментов на Дальнем Востоке станет пересмотр условий допуска на российский рынок иностранных банков. Как сообщил в понедельник Интерфакс со ссылкой на источники, Минвостокразвития и ЦБ подготовили ряд предложений для концепции создания регионального финансового центра на Дальнем Востоке, «среди которых такая революционная идея, как разрешение на создание филиалов зарубежных банков – правда, с ограниченным, хоть и достаточно широким, функционалом». Эти предложения изложены в письме главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной главе Минвостокразвития Александру Галушке и в его последующем докладе правительству, сообщил источник агентства, знакомый с текстом обоих документов.
По данным информагентства, в письме отмечается, что региональные финансовые центры используют специальные правовые режимы, которые предполагают в том числе разрешение на работу филиалов иностранных банков. «Возможность открытия филиалов зарубежных банков в свободном порту Владивосток может быть реализована при условии ограничения их деятельности предоставлением услуг только резидентам финцентра, иностранным юрлицам, а также кредитованием других юрлиц, реализующих приоритетные инвестпроекты в Дальневосточном федеральном округе», – пересказывает письмо агентство. Банки-резиденты финцентра не получат право привлекать средства физлиц. Российские банки смогут работать в специальном правовом режиме через «дочки».
Также уточняется, что, по мнению ЦБ, на Дальнем Востоке надо создать специализированный финансовый суд, который будет рассматривать споры как между резидентами, так и нерезидентами центра. И как сообщают источники, все это потребует внесения существенных изменений в законодательство РФ, включая Конституцию, а также, возможно, пересмотра условий вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Кроме того, скорее всего потребуется создание специального подразделения Банка России, наделенного широкими полномочиями по регулированию, надзору и инспектированию в выделенной зоне «Свободный порт Владивосток».
Некоторые представители банковской сферы были очень удивлены известием о возможном допуске в Россию филиалов иностранных банков.
«Не верю, что это не недоразумение, – сказал вчера «НГ» финансовый омбудсмен Павел Медведев. – Вопрос о допуске филиалов иностранных банков обсуждался, правда, много лет тому назад, и ответ был отрицательный. Потому что филиал не контролируется в смысле своей финансовой мощности: его головное предприятие находится за границей». Тем самым филиал может почти бесконтрольно для российского регулятора перекачивать туда и обратно средства.
«Хотя, может быть, это уже немного устаревшая логика, – добавляет Медведев. – Потому что за границей все-таки надзорные органы умеют следить за филиалами. Если эта логика изменилась, то надо было бы об этом сказать». Но пока что омбудсмен сомневается в том, что финансовые власти готовы настолько радикально изменить свое мнение. Также Павел Медведев уточняет, что в век цифровизации несколько странно «привязывать» банки к какой-то территории.
Медведев объяснил, в чем разница между «дочками» зарубежных банков, которые могут работать в России, и филиалами, для которых вход закрыт. «Дочка» – это банк, у которого заграничность состоит только в том, что в какой-то момент заграничная организация сформировала его капитал и он пошел на поклон в Центральный банк для того, чтобы ему разрешили сделаться российским банком», – поясняет собеседник издания. Это российское юридическое лицо, российский банк, но полностью или частично с иностранным капиталом.
По статистике ЦБ, по состоянию на 1 октября 2017-го в России зарегистрированы и имеют лицензию на осуществление банковских операций 164 кредитные организации с участием нерезидентов. В 66 из них уставный капитал на 100% сформирован за счет средств нерезидентов.
«А филиал – это совершенно несамостоятельная организация: не банк, а подразделение какого-то банка, – продолжает Павел Медведев. – Если открывается филиал иностранного банка, то за его действия отвечает тот, кто находится за границей, и до него не дотянешься. Филиалы – это кусочки иностранных юридических лиц». Их работа плохо контролируется в смысле притока и оттока средств.
Интерфакс напоминает, что запрет на работу филиалов иностранных банков Россия отстояла в ходе переговоров о присоединении к ВТО, такое ограничение закреплено в перечне обязательств РФ по услугам, и с момента его подписания в конце 2011 года к этому вопросу чиновники не возвращались.
Уточним, спорам о допуске филиалов как минимум 10 лет. Можно найти статью в номере журнала «Деньги и кредит» от 2006 года, в которой Дмитрий Тулин, занимающий ныне пост первого зампреда ЦБ, призывает использовать в дискуссиях профессиональные аргументы. Он отмечает: «Тот факт, что российские законодатели и Банк России еще не разработали норм, регулирующих порядок открытия, функционирования и ликвидации филиалов иностранных банков на территории РФ, еще не говорит о том, что таких норм в принципе не должно существовать».
Вывод же Тулина выглядел так: «Главная угроза, с которой столкнется Российская Федерация, если допустит на свою территорию филиалы иностранных банков, – это вовсе не подрыв конкурентных позиций местных российских банков, а возможная утрата национальными банковскими властями способности осуществлять эффективный банковский надзор в интересах российских кредиторов и вкладчиков. Последняя угроза реализуется в том случае, если в нашей стране не будет введена система надлежащего регулирования и надзора за филиалами иностранных банков».
Опрошенные эксперты попытались объяснить причины возможного смягчения позиции финансовых властей. «Необходимо привлекать инвестиции в развитие Дальнего Востока, который исторически был оторван от федерального Центра и в силу своего географического положения мог рассчитывать преимущественно на участие стран Азии: Китая, Южной Кореи, Японии. Кроме того, в условиях антироссийских санкций привлекать иностранный капитал в развитие регионов стало значительно труднее, и отчасти этим обусловлен данный эксперимент», – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова.
Эксперты обращают внимание, что филиалы в идеале все же не будут полностью свободны в своих действиях. «Так, речь идет о работе исключительно с финансовыми потоками Дальнего Востока», – уточняет старший аналитик компании «Фридом Финанс» Богдан Зварич. По его мнению, «войти в регион смогут лишь надежные игроки, в финансовой стабильности которых нет сомнений, и, безусловно, им придется получать разрешения у нашего регулятора и предоставлять определенную отчетность».
Хотя, как полагает гендиректор компании «Харитонов Капитал» Максим Харитонов, «с учетом развития информационных и финансовых технологий будет сложно отследить открытие счетов только резидентами регионального финансового центра». «Задачей регулятора будет максимально ограничить возможности таких банков на территории РФ», – продолжает Харитонов. При этом, по его словам, «если опыт Дальнего Востока будет удачным, другие регионы сразу попытаются создать аналоги у себя», ведь, «чем хуже, скажем, Калининград или Мурманск?».
комментарии(0)