Структура спроса на легковые автомобили. Источник: Минэкономразвития
Правительство РФ сформулировало три приоритета Стратегии для отечественного автопрома до 2025 года: локализация производства, экспорт и переход на новые технологии, в том числе и на выпуск электромобилей. При этом чиновники признают, что Россия будет отставать от мирового тренда электрификации автомобилей примерно на семь лет. Доля электрокаров в перспективе не превысит 4%.
Общая ситуация в российском автопроме более или менее устраивает наши власти. Об этом вчера говорили на правительственном совещании по Стратегии развития отечественного автопрома на период до 2025 года. При этом премьер Дмитрий Медведев напомнил, что спад продаж новых автомобилей в прошлом году удалось остановить. Сказался в том числе и эффект отложенного спроса. Напомним, что, по данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2017 году продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в РФ выросли в годовом выражении почти на 12% – до 1,59 млн. В январе 2018 года – на 31,3%, до 102,464 тыс.
По итогам прошлого года на российских предприятиях было произведено почти на 20% больше машин, чем годом ранее, причем рост наблюдается по всем сегментам – от легковых автомобилей до автобусов, отметил премьер. «Первые результаты этого года тоже как будто бы неплохие», – продолжил глава кабмина, отметив, что основное преимущество получили те производители, которые локализовали выпуск машин в России. Доля автомобилей, которые собраны в России, в общем объеме продаж систематически растет. В среднем по отрасли она достигла уже почти 86%. И необходимо удержать этот минимум, заявляет Медведев.
«Понятно, что сейчас конкуренция несколько ослабла, ряд автомобильных марок ушли с рынка. Но они могут вернуться, рынок у нас в этом смысле открытый. И к усилению конкуренции нужно готовиться», – обратился к кабинету министров глава правительства. Для этого, по словам премьера, необходимо повышать привлекательность самой российской юрисдикции для бизнеса, стимулировать привлечение инвестиций в производство комплектующих, чтобы у автопрома формировалась своя база местных поставщиков и появился долгосрочный спрос на российские инженерные кадры, исследования и разработки. Кроме того, необходимо наращивать экспорт. «Поэтому нужно не только повышать качество и узнаваемость товаров, которые сделаны в России, но и искать инструменты поддержки экспортеров, чем занимается весь мир», – подчеркнул председатель правительства.
Все эти цели должна реализовать новая Стратегия развития автопрома, за подготовку которой отвечают два ведомства – Минпромторг и Минэкономразвития (МЭР). Одним из ключевых моментов новой стратегии, как отмечает сам Медведев, является развитие в РФ доступного по цене и хорошего по качеству транспорта, адаптированного под наши дороги, под наши климатические условия. «Что возможно только при расширении внутреннего производства и повышения его локализации», – замечает премьер. В частности, как следует из самого документа, уровень локализации производств должен достигать 85% по отдельным направлениям.
Предполагается и рост объемов производства продукции. К примеру, авторы стратегии рассчитывают, что объем производства новых легковых автомобилей увеличится с 1,31 млн шт. (в 2017 году) до 2,21 млн шт. к 2025 году. Уровень экспорта при этом вырастет в разы: с текущих 90 тыс. автомобилей до 269 тыс. В стоимостном выражении объем экспорта транспортных средств увеличится с текущих 75 млрд руб. до 272 млрд руб. в 2025-м, полагают чиновники.
Что примечательно, в стратегии отражено и так называемое целевое видение чиновников по «новым» рынкам, под которыми они понимают электрокары и беспилотные авто. При этом в правительстве признают наличие факторов, влияющих на глобальное продвижение электрокаров. «Это снижение стоимости батарей, развитие инфраструктуры, обеспечение безопасной эксплуатации», – замечают в МЭР и Минпромторге, подчеркивая, что в РФ развитие этого сектора тормозится «особенностями национальной автомобильной отрасли».
Так, согласно оптимистичному сценарию, российский рынок электромобилей будет отставать от мирового в среднем на четыре-пять лет. «Таким образом, доля электромобилей в продажах на российском рынке к 2020 году может достичь 1–1,5% (то есть 15–25 тыс. автомобилей)», – следует из стратегии. Уже в период 2020–2025 годов можно ожидать массовый выход электромобилей в среднем ценовом сегменте на российский рынок, что позволит достичь уровня продаж электромобилей 4–5% от общего объема продаж, продолжают чиновники.
«Развитие же для российского рынка предполагает отклонение от оптимистичного сценария после 2025 года и отставание от глобального пессимистичного сценария в среднем на шесть-семь лет, что может быть обусловлено задержкой в развитии зарядной инфраструктуры в регионах, а также ограничениями технического регламента, препятствующими широкому импорту моделей среднего и бюджетного сегментов. В результате в пессимистичном сценарии к 2025 году доля электромобилей в продажах может составить не более 3–4%», – ожидают российские власти.
По мнению авторов стратегии, поддержку спроса на такие типы машин могло бы обеспечить сокращение стоимости владения и повышение удобства пользования электромобилями (бесплатная парковка в черте города, доступ на полосы для маршрутного транспорта, льготы по транспортному налогу, бесплатная зарядка на общественных зарядных станциях.
Не думаю, что в сегодняшних реалиях стадии развития автоотрасли и смежных производств в России удастся создать стратегию, позволяющую в краткосрочной перспективе стать ведущей автомобильной державой, сомневается операционный директор направления люкс компании «Авилон» Вагиф Бикулов. «Сегодня мировой автопром впервые с начала 20 века стоит перед революционными изменениям, которые до неузнаваемости изменят ландшафт этой отрасли в течение ближайших 10 лет», - считает он.
«С точки зрения автомобилистов электрокары в России – это не удобное средство передвижения, а дорогая игрушка, которую не все могут себе позволить», – замечает директор дивизиона «Юго-Восток» компании «АвтоСпецЦентр» Александр Зиновьев. Кроме того, недостаточно развита инфраструктура для электрокаров, неподходящие климатические условия в 70% регионов страны, ограниченное время передвижения без зарядки – все это наряду с высокой стоимостью авто не подтолкнет россиян к покупке, продолжает он.
С точки зрения энергетики проект для России тоже не однозначен. «Согласно статистике Госавтоинспекции, в РФ зарегистрировано 44 млн. легковых авто. Если даже 1/10 часть автомобилистов пересядет на электрокары и будет заряжать их по 6-8 часов в сутки, затраты электроэнергии ощутимо вырастут, придется увеличивать количество электростанций, что повысит локальные загрязнения возле объектов энергетики», – рассуждает Зиновьев. По его мнению, переход на электротягу в России логичнее начинать с общественного транспорта. «После общественного транспорта, можно будет подключать к проекту коммерческие автомобили и грузоперевозящие компании», – продолжает он.
Сложно переходить на электрокары в стране, где нет собственного производства электромобилей, говорит эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев. «До тех пор, пока в РФ не будет налажено массовое производство электромобилей, собственное или хотя бы лицензионное, пусть даже хотя бы предназначенное на реэкспорт и частично на внутренний рынок, дело с мертвой точки не сдвинется», – уверен он.«Транспорт, в том числе, электрический, в мире развивается не в соответствии с программой правительства, а на рыночных условиях. Производители сами находят средства на разработку и производство. При не крупномасштабном производстве разработка и производство обходится дорого. В некоторых странах государства субсидируют использование зеленых технологий, чтобы стимулировать потребителей. В Китае субсидии достигают 35% от стоимости автомобилей. Цель – побудить потребителя купить автомобиль, потому что за время владения водитель будет покупать топливо / энергию, платить налоги, дорожные сборы, покупать шины, кофе на заправках и тому подобное», - перечисляет начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко.
В то время как российские власти только-только присматриваются к электромобилям многие страны уже вовсю отказываются от двигателей внутреннего сгорания (ДВС) или переформатируют отношение к ним и дизельным двигателям.
К примеру, шведская компания Volvo в понедельник сообщила, что перестанет разрабатывать новые бензиновые двигатели внутреннего сгорания. При этом с 2019 года компания намерена выпускать на рынок только электрокары и гибридные версии своих моделей. Заметим, ранее со схожим заявлением выступил немецкий автоконцерн Porsche. В компании, в частности, сообщили о том, что полностью откажутся от выпуска автомобилей с дизельным двигателем. В компании объяснили это тем, что спрос клиентов «сместился» с дизеля на машины с бензиновыми двигателями и гибридными силовыми установками. О смещении спроса с дизельных двигателей говорит и тот факт, что некоторые страны уже пытаются вводить запреты на въезд в города машин со старыми дизельными двигателями. К примеру, подобный запрет сейчас активно обсуждается в отдельных городах Германии. В свою очередь Франция намерена полностью отказаться к 2040 году от продаж на своей территории автомобилей с бензиновыми и дизельными двигателями, следует из «Климатического плана» страны.
комментарии(0)