Жителей Венесуэлы скоро может настигнуть очередной экономический коллапс. Фото Pixabay |
Президентские выборы в Венесуэле могут дестабилизировать не только эту страну, но и нефтяной рынок. Аналитики предполагают, что уже в апреле в Венесуэле может быть низложено правительство, что остановит экспорт нефти из страны. Из-за этого стоимость барреля нефти может подняться до 75 долл. Для России такой сценарий кажется благоприятным. Однако развал экономики Венесуэлы отнимет у РФ последние шансы на возврат долгов.
Предстоящие 22 апреля выборы президента Венесуэлы могут привести к обострению внутриполитической обстановки с весьма осязаемыми последствиями по всему миру. Эксперты не исключают, в частности, введение американских санкций против Венесуэлы с последующим сокращением добычи и экспорта нефти из этой страны.
О таком сценарии агентству Dow Jones рассказали несколько аналитиков.
«Ситуация в Венесуэле на сегодня уже критическая, но она рискует еще больше ухудшиться», – говорит эксперт EAM Partners Виктор Сперандео. Эта страна может столкнуться с таким хаосом, что добыча сырой нефти в результате окажется просто невозможной. Подобный вариант, по мнению аналитиков, может привести к тому, что в итоге стоимость котировок черного золота на мировом рынке подскочит до 75 долл. за баррель.
Между тем текущая добыча нефти в Венесуэле уже снижается. «По итогам января 2018-го производство нефти в Венесуэле достигло отметки в 1,6 млн барр. в сутки к среднему уровню 2016-го в 2,2 млн», – приводит Dow Jones выдержки из данных Организации стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Уже к середине текущего года объем добычи черного золота может опуститься до 1,35 млн барр. в сутки, следует из прогноза британского банка Barclays.
Таким образом, уменьшение добычи нефти в стране будет продолжаться вне зависимости от действия экономических санкций, а сокращение производства сырья до 1 млн барр. в сутки окажет воздействие уже не только на Венесуэлу, но и на весь глобальный рынок нефти, подчеркивают опрошенные Dow Jones экономисты.
Нынешняя ситуация в Венесуэле далека от благополучной. В стране продолжается гиперинфляция. В феврале годовая инфляция уже превысила 5300%, говорит профессор Университета Джона Хопкинса Стив Ханке. «Национальная валюта Венесуэлы – боливар – в итоге практически обесценена, а жизненно важные продукты сейчас представляют собой острый дефицит», – рассказывают информационные агентства.
«Гуманитарный кризис в Венесуэле продолжает усугубляться. Существенное ограничение доступа к врачебной помощи и угроза голода могут привести к росту смертности», – считают специалисты из американского Центра международных и стратегических исследований (CSIS). В случае углубления кризиса вероятным может стать и низложение правительства страны. «А за возможным свержением правительства Венесуэлы моментально последуют довольно серьезные проблемы для плановой экономики страны. Это способно, в свою очередь, повлечь за собой ощутимое снижение экономической активности. Во всяком случае, до тех пор пока в государстве не внедрят необходимые для стабилизации ситуации реформы», – прогнозируют некоторые экономисты.
«В случае правительственного кризиса поставки венесуэльской нефти на мировой рынок будут нарушены. Это окажет очень серьезное влияние (на цены), рост которых за короткое время может составить вплоть до 10 долл. за баррель», – рассуждает бывший чиновник Министерства энергетики США Джо Макмонигл.
Но долгосрочного подъема нефтяных цен скорее всего не будет. «В случае критического падения венесуэльского производства в ситуацию вмешается Саудовская Аравия, которая компенсирует дефицит ростом своей добычи. Возможно и частичное задействование стратегических нефтяных резервов США. В результате этого цены очень скоро снова вернутся в коридор 60–70 долл. за баррель», – уверен аналитик CSIS Адам Симински.
Баррель нефти марки Brent по 75 долл. – это хорошо для РФ. Но опасность переворота в Венесуэле ставит под сомнение возможность возврата Каракасом долгов перед Москвой. К примеру, на сегодняшний день долг венесуэльской госкомпании PDVSA перед крупной российской нефтяной компанией по предоплате за поставку нефти и нефтепродуктов составляет около 6 млрд долл. Кроме того, в ноябре прошлого года РФ пошла на реструктуризацию долга Венесуэле на 3 млрд долл. На прошлой неделе министр экономики и финансов Венесуэлы Симон Серпа приезжал в Москву для консультаций со своим коллегой Антоном Силуановым. Об этом, в частности, писал ТАСС со ссылкой на собственные дипломатические источники.
Нестабильность в Венесуэле – это известный фактор риска для мирового рынка энергоресурсов, который учитывается экспертами. «К концу прошлого года госдолг страны перед кредиторами, включая суверенные государства (такие как Россия и Китай), независимыми фондами и даже компаниями оценивался в сумму более 150 млрд долл. при наличии резервов менее 10 млрд долл. По сути, это значит, что сейчас Каракас находится не просто на грани дефолта, а уже за ней», – считает директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский. То есть, даже если правящая команда Мадуро на выборах не выиграет, для экономики страны это ровным счетом ничего не изменит и даже приход к власти неких проамериканских сил коренным образом ситуацию не изменит. «Сегодня никакая политическая воля не способна кардинальным образом повлиять на ход глубочайшего структурного кризиса в экономике страны», – продолжает эксперт.
Версии о резких скачках нефтяных цен в связи с апрельскими выборами, по мнению Жарского, больше похожи на информационный вброс, чем на серьезные прогнозы. «Рассуждать о сокращении экспорта нефти из Венесуэлы в случае углубления кризиса как минимум странно. Ведь нефтяной экспорт – это практически единственный источник валютных доходов страны», – считает эксперт.
На Венесуэлу приходится менее 3% мировой добычи нефти, и эта страна не может значимо влиять на нефтяные котировки, соглашается старший аналитик компании «Альпари» Роман Ткачук. «При худшем сценарии, если в Венесуэле произойдет приостановка добычи, это подтолкнет котировки нефти марки Brent вверх на 2–5%, но лишь на короткий срок», – уверен эксперт.
Тем не менее временный всплеск цен на фоне политической нестабильности – вполне вероятное явление, не исключает ведущий аналитик AMarkets Артем Деев. «Введение американских санкций вплоть до эмбарго (хотя оно маловероятно) или запущенный/поддержанный извне революционный процесс приведет к росту цен, чисто психологическому, вне зависимости от ущерба для добычи», – рассуждает он. И если все-таки допустить полную остановку добычи нефти в Венесуэле – выпадающий объем может быть замещен за счет свободных добывающих мощностей ОПЕК, продолжает эксперт Энергетического центра бизнес-школы «Сколково» Екатерина Грушевенко. «Другой вопрос – будут ли страны ОПЕК наращивать добычу или же понадеются на более быструю ребалансировку рынка за счет этих выпадающих объемов. Также не стоит забывать и о растущей добыче в США. В этом случае вполне возможен краткосрочный всплеск цен на 10–15 долл. за баррель, особенно на фоне и без того сжатого рынка из-за сделки ОПЕК+», – говорит она.
Впрочем, ждать от Каракаса скорого возмещения долгов перед РФ Москве в этой ситуации не стоит, уверены эксперты. «Максимум, что можно получить в этой ситуации, – политические дивиденды», – указывает Ткачук.
комментарии(0)