Повышение минимальных зарплат до прожиточного минимума – одно из самых необычных предвыборных мероприятий в России. Обещанную прибавку к зарплате электорат получит только через два месяца после голосования на выборах президента. При этом сами дополнительные выплаты пойдут в долг, поскольку во многих регионах для этого нет денег.
Госдума приняла 16 февраля в окончательном чтении президентский закон о повышении с 1 мая 2018 года минимального размера оплаты труда (МРОТ) до 11 тыс. 163 руб. в месяц, то есть до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения. Изменения коснутся примерно 3 млн человек. Дополнительные расходы на повышение зарплат бюджетникам (это 1,6 млн занятых в государственных и муниципальных учреждениях) в 2018 году составят 39,3 млрд руб.
Из этой суммы 7,5 млрд руб. доплатят работникам федеральных госучреждений, а 31,8 млрд руб. должны будут найти регионы для своих государственных и муниципальных учреждений.
Изменения затронут и реальный сектор экономики: работодателям, чтобы действовать согласно закону, в общей сложности надо будет довыплатить за год 22,7 млрд руб., говорится в сопроводительных документах к закону.
Сейчас МРОТ составляет 9489 руб., то есть 85% от прожиточного минимума. Поднять его до 100% сначала хотели с января 2019 года (о чем приняли закон в декабре 2017-го), но Владимир Путин после встречи в январе с рабочими вагоностроительного завода в Твери объявил, что инициирует ускорение МРОТ. Глава государства подчеркнул, что МРОТ будет постоянно индексироваться и уже не опустится ниже прожиточного минимума.
Подсчитано, что суммарное повышение МРОТ в 2018 году составит 43%. Правда, 11 163 руб. – это прожиточный минимум трудоспособного населения во втором квартале 2017 года, но именно с таким временным лагом законодательство устанавливает соотношение этих двух показателей.
Прожиточным минимумом называют стоимость минимального набора продуктов питания, товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья и обеспечения жизнедеятельности человека, – так звучит его официальное определение. А МРОТ – это минимальный размер зарплаты до вычета налога на доходы физических лиц. И, кстати, работодатель не имеет права платить меньше – за это его могут оштрафовать и даже привлечь к уголовной ответственности.
Кроме федерального МРОТ есть и региональные, например, в Петербурге он равен 17 тыс. руб., а в Москве – 18,7 тыс. руб. Но региональный минимальный уровень не может быть меньше федерального. Глава Минтруда Максим Топилин рассказывал, что идея региональной дифференциации обсуждалась, но от нее отказались. «Будет единый федеральный МРОТ», – сказал он.
Ускоренное увеличение МРОТ, по мнению властей, должно привести к ускоренному сокращению бедности в стране. Ранее Топилин говорил, что вместе с увеличением демографических выплат повышение МРОТ должно снизить в течение шести-семи лет количество людей с доходами ниже прожиточного минимума с нынешних 13–14% до 7–8%.
Депутат Госдумы Андрей Исаев считает, что новый размер МРОТ оптимальный. Комментируя предложение Владимира Жириновского увеличить МРОТ сразу до 20 тыс., он сказал: «Можно было бы написать 20 тыс., но в этом случае денег у частных предприятий не прибавилось бы. А это значит, что люди вместо ожидаемого роста заработной платы получили бы рост безработицы, сокращение реально работающих», – пояснил он. «На 11 тыс. тоже не разгуляешься. Для работников бюджетной сферы нужно повышать минимальный размер оплаты труда минимум до 30 тыс. руб.», – заявил «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов.
Но увеличение минималки даже до 11,1 тыс. руб. вызвало ропот среди руководителей регионов. На встрече премьер-министра Дмитрия Медведева с главами регионов на Российском инвестиционном форуме в Сочи некоторые обратили внимание на дисбаланс, который возникает в связи с новыми минимальными зарплатами. По словам губернатора Еврейской автономной области Александра Левинталя, теперь низкоквалифицированный персонал, особенно в сельских районах, начнет зарабатывать столько же, сколько работники более высокой квалификации, «люди с высшим образованием будут получать меньше, чем уборщица». Восстановить баланс можно, только увеличив зарплаты и тем, кто сегодня получает чуть больше прожиточного минимума, но для этого в региональных бюджетах ресурсов нет.
Еще одна проблема волнует главу Архангельской области Игоря Орлова. По его словам, МРОТ в области – с северными коэффициентами. А с 1 мая кочегар будет получать 24 тыс. руб., почти столько же, сколько учитель младших классов. «Мы вынуждены это балансировать», – объясняет Орлов.
7 декабря 2017 года Конституционный Суд РФ поставил точку в давнем споре, как считать МРОТ в тех регионах, где выплачиваются северные надбавки: как «МРОТ плюс северные», или как «северные внутри МРОТ». По иску жительниц Карелии, Иркутской области и Алтайского края суд постановил начислять «северные» надбавки сверх величины МРОТ. А это опять дополнительная нагрузка на фонды оплаты труда.
По словам депутата Алексея Веллера, с 1 мая МРОТ в Мурманской области с учетом северных надбавок составит 25 тыс руб. однако для выплаты зарплат бюджетникам с учетом этого повышения потребуется дополнительно 2,5 млрд руб. Для компенсации этих затрат, по мнению Веллера, необходимо внести изменения в Налоговый кодекс, чтобы налог с прибыли предприятий, работающих в Арктической зоне РФ, полностью зачислялся бы в бюджеты арктических регионов. По его расчетам, в случае налоговых преференций северным регионам федеральный бюджет в целом может недополучить не более 20 млрд. руб в год.
Впрочем чиновники правительства заявили на совещании в Сочи, что вопрос с формированием бюджетов регионов будет решаться комплексно. Премьер Дмитрий Медведев продвигает идею перевода регионов на модельный бюджет. В нем используют расчетные уровни доходов, исходя из налогового потенциала, и расходов, которые рассчитываются по средним показателям субъектов. Такой механизм, по идее, должен стать для регионов дополнительной мотивацией и простимулирует накопление ресурсов для совершения «экономического рывка», подчеркнул премьер.
Министр финансов Антон Силуанов уточнил, что идет разработка «стратегии пространственного развития», которая с учетом настройки межбюджетных отношений должна найти ресурсы для обеспечения более высоких темпов роста экономики.
Пока главным стимулом для регионов стало послабление с долгами. Премьер рассказал, что правительство решило реструктуризировать долги в 73 субъектах, на что потребовалось более 1 трлн руб. «Срок возврата кредитов продлён до 7 лет, на определённых условиях – даже до 12 лет. В результате только на этот год эффект от реструктуризации составит около 240 млрд рублей», – заявил Медведев.
Антон Силуанов, впрочем, попытался успокоить аудиторию: «Мы надеемся, что 2018 год станет последним сложным годом с точки зрения финансов, потому что мы в этом году в полном объеме выполним (майские – «НГ») Указы Президента, а в дальнейшем рост заработной платы бюжетников будет сопровождаться и ростом оплаты труда в целом по экономике, и ростом налога на доходы физических лиц. Поэтому в последующие годы с учётом и настройки налоговой системы, и выполнения основных сложных для субъектов Российской Федерации задач мы сможем сконцентрировать ресурсы на инфраструктурном развитии, что необходимо нам для экономического роста».
Вместе с тем он сообщил СМИ, что на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов не хватает 165 млрд руб. не считая тех, что уже выделены, а это еще порядка 650 млрд руб. А депутат Госдумы Андрей Макаров уверен, что для выравнивания финансовой обеспеченности всех регионов не хватит и 20 трлн руб.
комментарии(1)
0
zmey na pensii 07:25 19.02.2018
Впрочем чиновники правительства заявили на совещании в Сочи ► а почему не в Мурманске ? ? не по чину ? ?