Спикер Госдумы Вячеслав Володин ждет разъяснений о механизмах помощи малым предприятиям со стороны Минэкономразвития. Фото с сайта www.duma.gov.ru
Заявления главы Минэкономразвития Максима Орешкина на правительственном часе в Госдуме вызвали вчера мощный поток критики. Депутаты задавали министру обидные вопросы об отсутствии экономической стратегии и явно ошибочных макропрогнозах. Апофеозом стали подозрения Счетной палаты (СП) о коррупционных механизмах распределения госпомощи малому бизнесу. В связи с этим спикер Госдумы Вячеслав Володин пригрозил Орешкину «направить информацию в правоохранительные органы».
Основной претензией главе МЭР стало низкое качество макропрогнозов. Депутаты придумали ему и обидную характеристику, назвав его не главой ведомства экономического развития, а «министром экономической рецессии».
У самого главы МЭР нет особых претензий к работе своего ведомства. Выступая на правительственном часе в Госдуме, Максим Орешкин рассказал о главных успехах отечественной экономики в 2017 году. Одним из основных таких успехов, по мнению министра, стал рост количества малых и средних предприятий в прошлом году. Впрочем, их число увеличилось на скромные 3%.
Рост числа малых и средних предприятий он связывает с действиями властей по увеличению доступности финансовых ресурсов для МСБ. «У нас успешно работает национальная гарантийная система. В прошлом году было поддержано 670 млрд руб. кредитов малому и среднему бизнесу. В рамках этой схемы мы гарантировали около 50% риска. Гарантии использованы на 640 млн руб. Эффективность таких мер поддержки больше, чем прямое субсидирование процентных ставок», – подчеркнул Орешкин. Кроме того, продолжил он, «все больше представителей МСБ имеют доступ к закупкам крупных компаний». Ставят себе в заслугу чиновники и рост числа малых предприятий, работающих на экспорт: их число увеличилось с 16 тыс. до 30 тыс.
Глава МЭР также рассказал парламентариям о новых идеях министерства. В частности, ведомство предлагает обнулить государственные пошлины при электронной регистрации бизнеса, а также комиссии банков при открытии первых счетов компаний. По мнению министра, это будет дополнительным стимулом к открытию своего дела.
В заслугу правительственный чиновник поставил и «реформирование института особых экономических зон», который теперь полностью отдан на откуп регионам. Похвалился перед депутатами глава МЭР и сокращением очередей на доступ к госуслугам.
Такой доклад главы Минэкономразвития, похоже, совершенно не устроил парламентариев. Многие из них после отчета министра выступили с критикой результатов работы ведомства. Глава думского комитета по экономической политике Сергей Жигарев обратил внимание на явно завышенные прогнозы МЭР по росту инвестиций в основной капитал. Напомним, базовый прогноз министерства предполагает их рост на 4,7% в текущем году, целевой – на 5,7%. «Рост частных инвестиций в РФ невозможен при одновременном сокращении бюджетных расходов», – считает он, подчеркивая, что уменьшение бюджетных инвестиций приведет к снижению и частных. Кроме того, депутат указал на явное расхождение планируемых и реальных показателей в прогнозах МЭР.
На эту же проблему указал и коллега Жигарева по комитету депутат Дмитрий Сазонов. Он, в частности, напомнил, что ранее при обсуждении в Госдуме параметров бюджета страны неоднократно поднимался вопрос о качестве прогноза. «Тем не менее Минэкономразвития по-прежнему выстраивает прогноз, в основном исходя из двух показателей: цены на нефть и курса рубля к доллару и евро, – указал он. – При этом практически не учитываются другие факторы, которые влияют на темпы роста российской экономики. Отсюда и ошибки: на 2017 год прогнозировался рост ВВП на уровне 2,2%, а фактически он составил около 1,5%». И это при том, что в прогнозе цена на нефть учитывалась на уровне 40 долл. за баррель, а фактически она составила 52 долл., «что свидетельствует о существенном влиянии других факторов на развитие экономики, которые не учитываются при составлении прогноза». В целом, по мнению депутата, сегодняшний прогноз МЭР больше похож на прогноз стагнации.
Парламентариев также удивил и тот факт, что министр фактически уходил от поставленных вопросов. Так, отвечая на вопрос о том, как будет развиваться отечественная экономика в ближайшие годы, он сообщил, что «все будет зависеть от повестки нового политического цикла».
В докладе министра о деятельности министерства депутаты, к сожалению, не услышали более основательных прогнозов или планов в отношении социально-экономического развития РФ, посетовали депутаты. «Больше говорилось о малом бизнесе, отдельно о каких-то частностях. Мы, конечно, ожидали не этого. Мы ожидали, что министр нам доложит, какие меры предпринимаются по развитию нашей экономики, в первую очередь в инновационных сферах, в сферах высоких технологий», – рассказала депутат Елена Панина, предположив, что, видимо, поэтому «достаточно жестко прошло обсуждение» доклада министра.
По мнению же первого зампредседателя думского комитета по госстроительству и законодательству Михаила Емельянова, текущая экономическая политика властей направлена на то, чтобы экономического роста не было. «Без радикального изменения экономической политики, Максим Станиславович, вы войдете в историю не как министр экономического развития, а как министр экономической рецессии», – заявил в ходе слушаний депутат.
Сами парламентарии подтверждают: выступление Максима Орешкина выделилось рекордным уровнем критики. «Депутаты задавали министру много вопросов о состоянии экономики и об экономическом росте. Но он предпочел уклониться от ответов на эти вопросы и сосредоточился на частностях. Однако в Госдуме так не принято. И в результате министр спровоцировал для себя еще больший поток критики», – объяснил «НГ» Емельянов.
Кроме депутатских вопросов звучала вчера и критика ведомства со стороны Счетной палаты. В ведомстве Татьяны Голиковой остались недовольны уровнем поддержки МЭР малых предприятий. «Основная госпрограмма «Экономическое развитие, инновационная экономика» по-прежнему охватывает слишком незначительный процент малых предприятий: в 2016 году – 1%, а в 2015 году было 4%. К сожалению, мы вынуждены констатировать раз от раза, что в ходе наших мероприятий мы выявляем признаки, возможно, мягко говоря, недобросовестного проявления предоставления соответствующей государственной поддержки», – сообщила вчера в ходе правительственного часа зампредседателя СП Вера Чистова. Финансовую помощь получили, в частности, четыре общества с ограниченной ответственностью с одним и тем же учредителем. А 22 малых предприятия, получивших бюджетную поддержку, были зарегистрированы непосредственно перед предоставлением финансовой. «Одни и те же предприниматели год от года, круг (получателей госпомощи. – «НГ») практически не расширяется», – замечает аудитор.
«Мы за собой оставляем право – в том числе такие полномочия есть и у профильного комитета – направить такую информацию в правоохранительные органы», – объявил вчера спикер Госдумы Вячеслав Володин.
Сам глава МЭР позднее уточнил, что история с поддержкой четырех компаний, о которых в своем отчете упоминала представитель СП, произошла в 2016 году, то есть еще при прошлом министре Алексее Улюкаеве. Разбирательство по этому поводу уже провели, а отчет направили в Счетную палату, пояснил министр. «Действительно, это было прямое нарушение правил, и соответствующие заявления во все ведомства здесь поступили», — приводят слова Орешкина СМИ. Он отметил: «В министерстве было много скелетов в шкафах, мы их потихонечку выгребаем и зачищаем, но сразу со всем справиться невозможно».
комментарии(0)