Источник: исследовательский холдинг «Ромир» |
Российский кризис отличается удивительными контрастами и парадоксами. Средние доходы граждан падают, а у самых богатых они растут. Главной проблемой страны граждане называют бедность. А самая свежая статистика авторынка говорит о невероятном росте продаж. Этот локальный индикатор позволяет высоким российским чиновникам рассказывать об устойчивом экономическом росте.
В первый месяц нового года в России почти на треть выросли продажи новых легковых автомобилей. В январе продано 102,4 тыс. штук, что на 31,3% в годовом выражении больше, чем в январе 2017-го, говорится в сообщении Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Это самый мощный старт продаж с 2011 года.
Ускорение продаж автомобилей после многолетнего глубокого спада было замечено еще в марте 2017 года. Тогда министр экономического развития Максим Орешкин называл рост авторынка признаком восстановления экономики. По его словам, именно продажи товаров и услуг массового спроса, динамика авторынка подтверждают восстановление потребительского спроса и широкого экономического роста.
Однако новые автомобили, даже отечественные, по цене до 1 млн руб., доступны далеко не всем россиянам. Для большинства граждан проблема приобретения «железного коня» или даже обновления личного автопарка вообще не стоит в повестке дня.
Проведенный в конце прошлого года всероссийский опрос исследовательского холдинга «Ромир» показал, что по итогам 2017 года на первую строчку в рейтинге народных проблем вышли бедность, низкие зарплаты, снижение доходов. Об этом заявили 60% россиян. Хотя острота этих проблем несколько снизилась, годом ранее о бедности говорили 66% респондентов, но тогда еще выше была доля обеспокоенных ростом цен – 70%. А в прошлом году на рост цен и инфляцию пожаловались уже только 56% опрошенных.
Третью строку проблемного списка разделили безработица и коррупция, которые тревожат более трети населения – по 36%. Причем уровень обеспокоенности россиян коррупцией за год с момента последнего опроса не изменился, а вот проблема безработицы снизила свою остроту на 5% по сравнению с 2016 годом.
Почти не изменился за время, прошедшее с последнего опроса в 2016 году, уровень обеспокоенности проблемами ЖКХ (28%), ростом преступности (25%) и наркомании (21%). Вслед за сокращением проблемы безработицы меньше тревог вызывает и вопрос задержек с выплатой зарплат и пенсий (13%). Уровень беспокойства по поводу межэтнических проблем внутри страны остается также неизменным за последние годы – 8%. Исследователи отмечают, что каждый год снижается и тревожность по поводу мигрантов – сегодня этот вопрос беспокоит 5% респондентов, хотя три года назад этот показатель был вдвое выше.
Снижается и доля россиян, которых волнует слабость государственной власти. В 2016 году об этом заявлял каждый пятый (20%), а в 2017-м – только 13%. Несмотря на давление со стороны Запада, допинговый скандал и укрепление санкций, озабоченность россиян международными проблемами почти не растет, их доля выросла в пределах статистической погрешности – 10%.
В «Ромире» отмечают, что наибольшую тревожность по социальным вопросам, таким как рост цен, бедность, проблемы ЖКХ, демонстрируют наименее защищенные слои населения – люди с низкими доходами, пенсионеры, жители малых городов. Обеспокоенность безработицей несколько чаще выражают молодые россияне до 24 лет. Вчера в Минтруде РФ сообщили, что численность официально зарегистрированных безработных россиян за неделю увеличилась на 1,9% и составила 779,6 тыс. человек.
Так чем же можно объяснить рост продаж авто? И действительно ли он говорит о начале экономического подъема?
«Рост связан с некоторой стабилизацией экономики и госпрограммами по стимулированию спроса. Граждане освоились в новой экономической реальности, начал реализовываться отложенный спрос. Менее четверти жителей страны могут позволить себе покупку нового авто или обновления личного автопарка. При этом каждый второй автомобиль покупается в кредит, – сообщил «НГ» первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский. – Рост продаж авто компенсируется увеличением закредитованности населения и числа банкротов при практически полном отсутствии роста реальных доходов. Пока мы имеем некоторое позитивное влияние роста цен на нефть и увеличения доходов бюджета: возникает более спокойный экономический фон, возможность господдержки. Но уверенной эту ситуацию пока называть не стоит».
Председатель правления автомобильной группы «Авилон» Андрей Павлович называет несколько возможных причин роста покупок авто россиянами. «Многие клиенты решили приобрести автомобиль по ценам 2017 года на фоне ожидания роста цен в 2018 году. Кроме того, активно обсуждается повышение утильсбора, и, пока этого не произошло, клиенты спешат совершить покупку, – сказал «НГ» Павлович. – Рост цен на нефть в районе 70 долл. за баррель тоже является позитивным импульсом. С учетом рублевых налоговых отчислений поступление доходов в бюджет увеличивается, что повышает доверие людей к проводимой политике».
комментарии(2)
0
zmey na pensii 06:38 07.02.2018
необходимость. ► нет работы рядом (понятие относительное. зависит от региона.) с местом проживания. нет доступного места проживания рядом с работой. многие работают на двух работах.
0
Андрей 18:42 07.02.2018
Правильно. Первая причина в отсутствии работы вблизи от дома. Неразвитость общественного транспорта. Возможность заработать с помощью машины. Ну, и конечно, наличие теневых денег. Хотя много машин берется в кредит, с расчетами на авось. Правда есть еще одна причина, которую мне озвучила одна знакомая (правда эта история из 80-х), если есть машина в доме, вроде как и семья не бедная. У них в семье был ВАЗ 2101. с пробегом 10 тыс. км за 10 лет.