Спустя два десятилетия подготовки, обсуждений и промежуточных попыток в России может наконец появиться тотальная система обязательной звездной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей. Эксперты предупреждают о вероятных махинациях и появлении многочисленных лишних звезд. Кроме того, сама система обязательной классификации потребует дополнительных издержек, которые так или иначе будут переложены на плечи потребителей.
На подписи у президента Владимира Путина скоро окажется принятый Госдумой в трех чтениях законопроект об обязательной классификации гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей на всей территории страны. Первыми такую классификацию прошли отели в Сочи перед Олимпийскими играми и гостиницы в 11 городах, принимающих матчи чемпионата мира по футболу 2018 года.
Согласно изменениям в законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», обязательная классификация будет введена сначала в крупных гостиницах: с 1 июля 2019 года эту процедуру пройдут отели, в которых больше 50 номеров. С 1 января 2020 года – гостиницы с номерным фондом более 15 номеров, а еще через год даже самые крохотные отели должны обрести ту или иную звезду. Свидетельства о присвоении определенной категории будут выдаваться также пляжам и горнолыжным трассам. Звездность придется подтверждать каждые три года. Избежать вручения звезды не удастся: без свидетельства о квалификации предоставлять услуги новый закон запрещает. А тех, кто в рекламе и названии завышает свою категорию, будут штрафовать.
«Предусмотрены штрафы за «звездность» без подтверждения: для владельцев маленьких гостиниц штраф составит не менее 50 тыс. руб., средних – 200 тыс., крупных – 1,5 млн руб. Кроме того, отель может лишиться свидетельства о регистрации, то есть фактически прекратить свою деятельность», – сказала вчера замминистра культуры Алла Манилова. По ее словам, к ответственности привлекут отели, реклама и позиционирование которых не соответствует реальной «звездности». Аттестат о регистрации может быть отозван, если отель нарушит правила классификации два раза.
А судьи кто? Правительству еще предстоит разработать порядок аккредитации организаций, осуществляющих классификацию объектов туриндустрии. Новый закон определяет, что они будут проводить классификацию на всей территории РФ, но им тоже придется раз в три года доказывать свою профпригодность: срок действия аттестата их аккредитации рассчитан на три года.
То есть классифицировать отели будет не отвечающее за тему Минкультуры, а специализированный бизнес, к которому предъявляются жесткие требования: в штате должно быть не менее трех экспертов по классификации со стажем такой работы не менее трех лет, и квалификацию надо будет подтверждать раз в три года.
Важный вопрос – удастся ли в достаточно короткие сроки провести оценку всех гостиниц страны, сколько это будет стоить и насколько можно будет доверять мнению этих организаций. Руководитель Федерального агентства по туризму Олег Сафонов недавно сообщал, что количество гостиниц в России по сравнению с 2000 годом выросло в 3,5 раза, с 4,2 до 15 тыс. В одной Москве насчитывается 1183 отеля с номерным фондом в 67,7 тыс.
По словам вице-президента Федерации рестораторов и отельеров (ФРиО) Татьяны Гостениной, система добровольной классификации существует в РФ уже давно, и на рынке действует достаточное количество организаций, занимающихся «раздачей звезд».
«Компаний много, они формируются часто органами управления в регионах. С сертификацией гостиниц Сочи к Олимпиаде справились две кубанские компании. Стоимость таких услуг зависит от классности отеля и количества номеров до 150 тыс. руб.», – сказала «НГ» Гостенина. Она признала, что в индустрии есть и недобросовестные участники, готовые «нарисовать» больше звезд, чем положено. «Я сама проводила классификации, могу сказать, что это серьезный труд, большой объем документации, описывающий соответствие отеля, номеров, услуг различным стандартам. И меня удивляют объявления, предлагающие провести классификацию за 20 тыс. руб.»
Возможно, более жесткий контроль за деятельностью этих компаний из федерального Центра и принесет плоды, но, по мнению Гостениной, сама по себе классификация не гарантирует высокого качества услуг.
«На всех уровнях говорят, что аккредитация предприятий приведет к повышению уровня сервиса, но это не так. Мы можем подтвердить только, что у отеля есть возможность, инструментарий для оказания услуг заявленного уровня, но как они оказываются на самом деле – можно сказать только с помощью гостиничных «Ревизорро». Брендовые гостиницы и без законов самопроверяются с помощью тайных гостей, причем делают это гораздо чаще, чем раз в три года. Наша система классификации списывалась с французской, но за десять лет подготовки закона французский подход из него ушел: там в гостиницу заходит сначала именно тайный гость, а классификаторы идут следом», – поясняет Гостенина.
Представители отрасли обратили внимание на необходимость тщательной проработки подзаконных актов. «Например, до сих пор непонятно, кто будет штрафовать за нарушения», – говорит Гостенина. ФРиО предлагает составить четкий перечень оснований для проверок гостиниц и определить органы, уполномоченные на их проведение. Предлагается также закрепить порядок досудебного обжалования определений ФАС России и Роспотребнадзора о завышении цен на услуги или несоответствии условий в гостинице заявленным звездам.
СМИ отмечают, что рост внутреннего туризма привел к тому, что индустрия сама заинтересована в классификации, которую добровольно провели уже многие объекты туриндустрии. Если летом 2016 года классификацию прошли два десятка пляжей Краснодарского края, то в 2017-м – свыше 40. По примеру иностранных курортов на наиболее чистых и удобных пляжах Сочи вывешивали голубые флаги.
комментарии(0)