Фото Gettyimages
Почти у каждого пятого (19%) жителя России есть кредитная карта. Большинство держателей кредитных карт – 79% – пользуются ими с разной степенью регулярности. Такие данные получили специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ), проведя в декабре прошлого года опрос 1600 жителей РФ в возрасте 18 лет и старше в 42 регионах страны.
В НАФИ выяснили, что среди держателей кредитных карт появляется все больше таких клиентов, которые изначально не планировали оформлять кредитку, но после предложения банка согласились это сделать. Если, например, в 2013 году 38% кредитных карт были оформлены после предложения со стороны банка, то в 2017-м – уже 53%. Одновременно с этим доля граждан, которые оформили кредитную карту по собственной воле, специально обратившись за этим в банк, снизилась: с 59% в 2013 году до 45% в 2017-м.
Навязанные банками кредитки граждане оставляют прежде всего «на всякий случай». И с годами эта причина становится все более популярной: если в 2013-м на всякий случай оставили кредитку 36% клиентов, согласившихся на предложение банка, то в 2017-м – уже 67%.
Также в списке причин, почему люди решают оставить кредитку, лидирует вариант «на случай нехватки денег до зарплаты». Он тоже становится все популярнее: в 2017-м его выбрали 36% респондентов против 28% в 2013-м. На третьем месте – стремление приготовиться к возможной в будущем крупной покупке. Этот вариант набрал в 2017 году меньше голосов, чем в 2013-м: 29% против 34%.
Одновременно с этим россияне все активнее кредитуются по Интернету в микрофинансовых организациях (МФО). По данным компании «Е заем», объем займов, выданных онлайн участниками микрофинансового рынка, составил в 2017-м 56,7 млрд. руб., это на 41% больше, чем годом ранее. Портфель онлайн-займов достиг 18,1 млрд. руб. – по сравнению с 2016 годом он удвоился. Средняя сумма займа в 2017-м составила 13 750 руб., а средний срок – 26 дней.
Этот сегмент рос высокими темпами по нескольким причинам. Первая – «переход традиционных МФО к выдаче займов онлайн», говорит управляющий директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем» Светлана Гайдукова. По ее словам, в прошлом году выдавать онлайн-займы стали все заметные участники рынка. Да и сами клиенты все чаще переходят в Интернет, потому что это удобнее и быстрее.
Вторая причина – «распространение онлайн-сервисов в регионах». «По нашим данным, в 2017 году в объеме выдачи снизились доли Москвы и Московской области, которые традиционно лидируют по этому показателю. Количество новых клиентов растет за счет других регионов, в первую очередь, крупных городов», – поясняет Гайдукова.
Как замечает эксперт, «большинство онлайн-займов – это по-прежнему займы до зарплаты». Однако теперь растет в том числе доля более крупных онлайн-кредитов – до 70 тыс. руб.
В своем исследовании специалисты «Е заем» использовали статистику Банка России, а также данные участников рынка, включая собственные, и сведения из открытых источников. Как утверждают исследователи, «полученные результаты релевантны для всего российского рынка онлайн-займов».
комментарии(0)