Многие граждане РФ променяли популярные социальные сети на мессенджеры. Фото Reuters
В РФ сокращается интернет-аудитория и численность пользователей социальных сетей, утверждают социологи. Больше 40% россиян уверяют, что вообще не пользуются соцсетями. Однако эксперты советуют относиться к подобным выводам с осторожностью. Ведь опросы социологов могут не отражать миграцию пользователей в YouTube и мессенджеры.
Социологи Левада-Центра провели опрос по использованию гражданами Интернета среди 1600 респондентов из 137 населенных пунктов. Согласно их выводам, доля пользователей Всемирной паутины в России старше 18 лет составляет 74%. Удивительно, но еще в сентябре 2016 года их было чуть больше – 76%. Вместе с тем за год несколько увеличилось число тех, кто активно пользуется социальными сетями. Так, сегодня ежедневно заходят хотя бы в одну из соцсетей свыше трети (37%) пользователей. Год назад о такой периодичности говорило чуть меньшее число респондентов – 32%. Доля тех, кто заходит в Facebook или в «ВКонтакте» несколько раз в неделю снизилась с 17 до 15%. Тех, кто пользуется соцсетями раз в неделю – с 6 до 4%.
На этом фоне удивительным выглядит тот факт, что в стране растет число тех, кто не участвует в традиционых соцсетях. Так, на сегодня около 41% пользователей никогда не посещают ни одну из популярных соцсетей. Год назад таких респондентов было лишь 37%. При этом в марте и августе 2017-го минимальное число пользователей (34%) за всю историю подобных исследований отвечали, что никогда не пользуются социальными сетями. Теперь же получается, что менее чем за полгода число тех, кто не «зависает в соцсетях», увеличилось на 7 процентных пунктов.
Эксперты «НГ» к выводам социологов советуют относиться с осторожностью. «Во-первых, не учтены другие популярные соцсети, которыми пользуются россияне. Например, в списке соцсетей, использованных в опросе, указаны «ВКонтакте», «Одноклассники», Instagram, Facebook, Google+, «Мой мир», Twitter и «Живой журнал». Однако этим перечень соцсетей не ограничивается», – замечает руководитель аналитического подразделения компании «ТСС» Илья Шарапов. Та же профессиональная соцсеть LinkedIn, которая, даже несмотря на запрет, за год с момента блокировки сохранила 60% российской аудитории. «Или YouTube, по всем признакам являющийся социальной сетью (с возможностью общаться лично и в группах, оставлять комментарии и делиться контентом). По данным самого сервиса, 87% всей интернет-аудитории России просматривают ролики на YouTube. В месяц видеоролики YouTube на самой площадке и сторонних сайтах просматривают 62 млн уникальных пользователей. Доля просмотров непосредственно на ресурсе составляет 44 млн – это 64% всей интернет-аудитории России», – подчеркивает эксперт, полагая, что только этот факт ставит под сомнение выводы социологов.
Главная претензия к исследованию – игнорирование роста популярности мессенджеров. «Viber, Telegram или WhatsApp уже привлекли колоссальную аудиторию в России. Такие опции, как каналы, групповые чаты в Telegram оказываются эффективнее, чем традиционные соцсети. А количество пользователей и популярность мессенджеров будет только расти», – считает Шарапов.
Впрочем, справедливости ради заметим, что исследователи Левада-Центра не в полной мере игнорируют тему мессенджеров. В частности, в ходе опроса социологи интересовались, сколько времени пользователи тратят на серфинг в Сети, а сколько на общение в мессенджерах. В итоге выяснилось, что большинство (37%) опрошенных на поиски в Интернете тратят ежедневно до 60 мин. На мессенджеры такое же количество времени тратят треть респондентов.
Кроме того, если по данным социологов Левада-Центра количество интернет-пользователей снижается, то по оценкам других специалистов оно растет. Так, согласно данным исследования компании GfK, на начало 2018 года в РФ насчитывалось около 87 млн пользователей Всемирной паутины, что на 3 млн больше, чем годом ранее. «В 2017 году мы вернулись к количественному росту – уровень проникновения Интернета в России вырос с 70,4 до 72,8% среди населения 16+, а аудитория мобильного Интернета выросла на 20% – с 47 до 56%», – рассказывал руководитель отдела медиаисследований GfK Rus Сергей Кетов. Основной вклад в текущий рост, по мысли эксперта, внесли пользователи старшего возраста, число которых за последний год выросло на четверть. В целом же около 36% россиян старше 55 лет пользуется Всемирной паутиной. Увеличилась и доля пользователей мобильным Интернетом, следует из отчета GfK.
Впрочем, в компании также признают, что на протяжении 2015–2016 годов охват аудитории Интернета оставался стабильным, то есть практически не рос. О «стабилизации» интернет-аудитории ранее говорили и социологи фонда «Общественное мнение». Согласно их выводам, Интернетом в России пользуется около 82 млн человек – то есть почти две трети населения. При этом еще зимой 2016-го интернет-аудитория в РФ составляла почти 83 млн, а потом начала сокращаться, достигнув текущих показателей, замечали исследователи (см. «НГ» от 10.10.17).
Как отмечали эксперты, уровень проникновения Интернета в России просто достиг своего максимума. «За прошедший год (2016) уровень проникновения Интернета не вырос, и объем российской интернет-аудитории остановился на показателях 2015 года. Это говорит о том, что степень интернетизации страны достигла своего максимума, и прирост возможен лишь за счет глухих населенных пунктов, в которых Всемирная сеть распространяется медленно», – признавал президент Ассоциации компаний интернет-торговли Алексей Федоров. По его мнению, те 30%, которые остаются за пределами Всемирной паутины, скорее всего относятся к старшему поколению, либо это те россияне, которые живут в отдаленных регионах. И ждать их скорого подключения к Сети вряд ли стоит. «Крупные населенные пункты давно охвачены, а мелкие населенные пункты и частный сектор интернет-провайдерам не интересны, так как стоимость внедрения довольно высока, а клиентов будет очень мало», – объясняли эксперты.
Вместе с тем некоторые эксперты соглашаются с тенденцией сокращения числа активных пользователей социальных сетей. «Подобная тенденция была отмечена и в западных странах. Связано это прежде всего с тем, что аудитория социальных сетей, особенно наиболее активная ее часть – молодежь и подростки, все чаще делают выбор в пользу мессенджеров. Тренд тотальной открытости идет на спад, и пользователи предпочитают контактировать только с теми, кого они знают лично», – полагает аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Мария Сайкина. Соцсети же, по мысли эксперта, все больше становятся корпоративным инструментом. «Обычные пользователи из создателей контента постепенно превращаются в читателей и потребителей того, что предлагает им корпоративный сектор», – не исключает она.
Что же касается уровня проникновения Интернета в России, то, по мнению Сайкиной, такой разброс оценок можно объяснить выборкой респондентов. «Например, у GfK, выборка составляет 12 тыс. респондентов возраста 16+ по всей России, у Левада-Центра – 1,6 тыс. респондентов возраста 18+ в 137 населенных пунктах 48 регионов страны», – констатирует она.
«Более вероятной кажется другая причина: люди, которые преимущественно используют мессенджеры не называют их социальными сетями. То есть респонденты, отвечая на вопрос про соцсети, думают про «Вконтакте» и «Одноклассники», но не про Telegram», - резюмирует аналитик компании «Финам» Леонид Делицын.
комментарии(0)