Главной жертвой зеленой энергетики в мире становится уголь. Фото Reuters
Энергетика Европы с каждым годом становится все более зеленой, и это ставит под сомнение прогнозы о нескончаемом росте экспорта российского газа. Уже в этом году производство энергии из возобновляемых источников в Германии обгонит газовую и угольную генерацию.
Альтернативная энергетика так активно наращивает мускулы, что давно перестала быть только пугалом в руках зеленых, и реально наступает на пятки традиционным углю, нефти, газу и «мирному атому». 2018 год начался в Германии с символического рекорда: 1 января потребности страны в электричестве впервые на 95% обеспечивались возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), пишет Deutsche Welle. Правда, происходило это только в течение нескольких часов за счет сильного ветра, проглянувшего солнца и относительно низкого спроса на электроэнергию из-за праздников.
Рекорды ставились и весь 2017 год, и не только в Германии, хотя именно в ФРГ построили за 70 млн евро самую высокую в мире ветровую турбину высотой около 250 м, которая, как ожидается, окупится примерно за 10 лет. Благодаря осенним ураганам ветрогенераторы 28 стран ЕС в один из дней произвели 24,6% от общего энергопотребления.
Но мировым лидером СМИ называют Коста-Рику, которая в 2017 году 300 дней обходилась исключительно энергией ветра, воды, солнца и других возобновляемых источников (гидроэнергетика занимает 78% в энергобалансе страны, еще по 10% – ветер и геотермальные источники).
Впрочем, и нерекордные показатели впечатляют: в 2017 году 33,1% электроэнергии в ФРГ производилась из ветра, биомассы, солнца и на гидроэлектростанциях. Это тоже новый рекорд, в 2016 году данный показатель составлял 29%. К 2050 году минимум 80% немецкой электроэнергии должно производиться на основе ВИЭ.
В 2016 году производство энергии на основе возобновляемых источников увеличилось в мире на 8%, достигнув 138 ГВт. Солнечная, ветровая и биоэнергетика, по некоторым подсчетам, дают уже 6% от мирового производства электроэнергии. Хотя Россия уже пустилась вдогонку и строит свои первые ветропарки, в основном европейские ВИЭ воспринимаются обывателями как угроза экспорту российских энергоносителей, которые по-прежнему являются основой доходов бюджета.
У нас свои рекорды. Если в 2015 году «Газпром» экспортировал 158,6 млрд куб. м, то в 2016 -м был установлен абсолютный исторический рекорд поставок газа на экспорт – 179,3 млрд куб. м. По словам предправления «Газпрома» Алексея Миллера, по итогам 2017 года поставки за рубеж составят более 190 млрд. Причем крупнейшие потребители – Германия и Турция также устанавливают исторические рекорды импорта газа из РФ (в 2016 году Германия импортировала 49,8 млрд куб. м., Турция – 24,8 млрд). Германия является крупнейшим в мире импортером природного газа, говорится в ежегодном исследовании германского Федерального института геологических наук и сырьевых ресурсов: в 2016 году почти четверть (23%) общего объема поставленного в Европу голубого топлива пришлась на ФРГ. В 2015 году доля России от общего потребления газа в Европе достигла исторического максимума в 30%, и эта тенденция сохраняется.
Хотя российский газ используется в ФРГ в основном для теплогенерации, опыт этой 83-миллионной страны по реформе энергобаланса привлекает особое внимание. ВИЭ уже в 2018 году обгонят уголь и станут главным источником электроэнергии в стране. К концу 2018 года закроются последние две немецкие шахты по добыче каменного угля, а одни только ветрогенераторы производят в два раза больше электроэнергии (14,6 млрд кВт-ч), чем все оставшиеся немецкие АЭС, от которых Германия планирует полностью отказаться к 2022 году.
Эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Александр Перов сказал «НГ», что развитие ВИЭ пока вряд ли способно потеснить объемы потребления газа в Европе. «Главным «пострадавшим» видом топлива под напором зеленой энергетики оказывается уголь, который, как известно, считается наиболее грязным энергоносителем с точки зрения экологии и влияния на климат. Более того, газ как раз видится наравне с ВИЭ альтернативой углю в энергетике. ВИЭ сами по себе не способны самостоятельно заполнить энергобаланс. Не надо забывать, что солнечную или ветрогенерацию должны страховать традиционные энергоносители. Более того, последние, по сути, выступают в роли донора ВИЭ, в том числе в финансовом плане, фактически их спонсируя», – говорит Перов.
«Долгосрочная стратегия Европы заключается в выводе из энергобаланса в первую очередь угля, его использование сократится вдвое к 2040 году. Будут выведены и атомные станции. Выводимые объемы и будут компенсироваться ВИЭ, которые (солнце и ветер) растут по 4% в год, и другими источниками, но не за счет газа, – пояснил «НГ» завотделом Института энергетических исследований РАН Вячеслав Кулагин. – При этом в перспективе 2035–2040 годов уровень потребления газа в Европе стабилизируется. Так как собственная добыча газа в Европе сокращается, оптимисты уверены, что наш экспорт может еще вырасти. Однако новым рекордам РФ по экспорту может мешать высокая конкуренция со стороны сжиженного природного газа».
«Кроме России, в мире не так много мест, откуда Германия может быстро получить большое количество газа», – считает директор программы исследований природного газа в Оксфордском институте энергетических исследований Джонатан Стерн.
По данным консалтинговой фирмы Wood Mackenzie, около 40% всех поставок газа в Германию приходится на Россию. Эксперты ожидают, что в 2025 году российский газ займет больше половины немецкого рынка. Аналитики HSBC Holdings прогнозируют, что в ближайшие пять лет пятая часть всей энергии в стране будет приходиться на газ.
комментарии(0)