Несмотря на новогодние «каникулы» - он должен умудриться получить все необходимые разрешения ФАС и других регуляторов. Заявки при этом принимаются до 29 января: вероятно, этот абсурд является обычной опечаткой, - однако опечатка в ключевых условиях конкурса лишь подчеркивает его заведомо фиктивный характер.
Однако еще большее впечатление производит ключевое условие аукциона: по сути дела, покупатель должен гарантировать отсутствие претензий к предыдущему владельцу. Это напоминает даже не криминальную схему, которая едва не сработала в истории с приватизацией «Башнефти», а вульгарный «отмыв» активов. Требование отказа от претензий к предыдущему владельцу создает ощущение, что речь идет о легализации предыдущих сделок, - коррумпированных, а то и вовсе бандитских.
Заметим, что на акцион выставляются не российские активы, а сомнительные офшорные компании: 100% пакеты акций компаний Maretiom Investments Limited и Velarion Investments Limited. Есть также сведения о списании геологических запасов, однако продавец их, естественно, не раскрывает.
В связи с этим стоит напомнить, что описываемые газовые активы когда-то принадлежали «ЮКОСу», затем были перекупены Магомедовыми, а потом достались «Алросе», для которой они являются заведомо непрофильным активом, - насколько можно судить, по завышенной цене. АЛРОСА купила газовые активы в 2005–2007 годах за 14 млрд руб., якобы, чтобы диверсифицировать бизнес. В разгар кризиса в 2009 году компания продала 90% акций «Геотрансгаза» и Уренгойской газовой компании структурам ВТБ за $620 млн, а выкупила их в 2012 году за $1 млрд.
Пикантно, что государственная «Алроса» добилась специальной директивы правительства России, позволяющей ей продать эти активы по заниженной цене. Ходят слухи, что значительную роль в этом сыграл вице-премьер Юрий Трутнев, который, как писал «Коммерсантъ» в 2014 году, курирует эту компанию.
По мнению ряда экспертов, условия конкурса ориентированы на интересы крупнейшего частного добытчика российского газа – компанию НОВАТЭК (как это уже, насколько можно судить, было в ситуации с Гыданским участком в Ямало-Ненецком АО: участвовать в конкурсе на его освоение могли только компании, имеющие мощности по сжижению газа я ЯНАО, - то есть только НОВАТЭК).
При проведении аукциона на разработку одного из немногих оставшихся нераспределенными сырьевого участка все чаще появляются требования, практически предопределяющие победителя. Так, в 2015 году в условия конкурса по Гавриковскому лицензионному участку в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) внезапно и без какого бы то ни было разъяснения было включено требование о том, что вся добытая нефть должна пойти на переработку в Ростовскую область. В результате победителем стал Новошахтинский НПЗ – единственный в этом регионе.
По имеющимся оценкам, в последние 11 лет в России на нерыночных основаниях было продано 56% лицензий на разработку месторождений нефти и газа, причём в 2015 году эта доля достигла 72%.
По данным Института экономической политики, объем нарушений при госзакупках достигает 2 триллионов рублей в год. Самое популярное нарушение — проведение конкурсов с условиями, которые заведомо может выполнить лишь одна компания. Среди примеров таких конкурсов - тендер на Талаканское нефтегазовое месторождение, которое досталось небольшой компании «Саханефтегаз», и конкурс на крупнейшие в России месторождения имени Требса и Титова в 2010 году.
По оценке экономиста Никиты Кричевского, организаторами подобных конкурсов с заранее предопределенным результатом являются руководители Минприроды и их либеральные покровители в правительстве Медведева. Они исходят из того, что до президентских выборов до них просто «не дойдут руки», а к тому времени они сумеют получить деньги: достаточные для безбедной жизни за пределами России.
Между тем очевидная безнаказанность подобных операций провоцирует вал криминальных операций, способных похоронить не только отдельные многообещающие карьеры, но и все будущее нашей страны.