0
15619
Газета Экономика Интернет-версия

26.12.2017 00:01:00

Деньгами нашей медицине уже не помочь

Тэги: минздрав, медицина, качество, эффективность, здравоохранение, реформы, расходы


Министр здравоохранения Вероника Скворцова обещает превратить Минздрав в «информационно-аналитический хаб», который будет пропагандировать достижения отечественного здравоохранения. Так ведомство реагирует на массовое недовольство граждан и самих врачей качеством, доступностью и условиями работы отечественной медицины. Независимые эксперты считают, что отечественное здравоохранение нуждается в кардинальных реформах, без которых даже увеличение финансирования не приведет к позитивным результатам. Между тем госрасходы на здравоохранение в РФ вдвое ниже, чем Европе или странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Эксперты Всемирного банка предупреждают, что недофинансирование медицины ставит под угрозу экономический рост и благополучие населения. За два десятка лет российские чиновники так и не приступили к системной модернизации здравоохранения. В результате российская медицина оказалась в безвыходной ситуации: она страдает от нехватки денег и одновременно не может повысить качество и доступность услуг в ответ на увеличение финансирования.

Вчера в Интернете заработал сайт «Здрав. ФОМ», который должен представить российское здравоохранение в привлекательном виде. Вероника Скворцова поучаствовала вчера в специальной пресс-конференции, посвященной запуску сайта и пообещала проевратить Минздрав в «информационно-аналитический хаб» для нового сайта. По ее словам, сайт «очень и очень важен, поскольку мы имеем возможность создать единую копилку из всего самого интересного и удивительного и удивляющего, что есть в российской системе охраны здоровья граждан».

Удивительного в отечественном здравоохранении действительно не мало: оно может похвастаться недоверием населения, недовольством пациентов и самих врачей (см. «НГ» от 07. 12. 2017). При этом опыт работы Минздрава убедил российские власти, что дополнительное финансироваие часто не идет здравоохраненению на пользу и не меняет общего негативного отношения граждан к системе. В результате власти ограничивали расходы на медицину даже в самые тучные годы, когда бюджет буквально лопался от избытка денег (а профицит достига 5,9% ВВП). В первое десятилетие госрасходы на здравоохранение не превышали 4% ВВП. Примерно такими же они остались и сегодня.

По данным Всемирного банка расходы на здравоохранение в РФ составили около 3,4% ВВП в 2015 году и 3,6% ВВП в 2016 году. «Эти уровни значительно ниже средних показателей по странам Евросоюза (ЕС) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) – 7,2% ВВП и 6,5% ВВП соответственно. Среди стран БРИКС расходы России на здравоохранение в 2014 году (3,2% ВВП) превысили уровень соответствующих расходов в Китае (3,1% ВВП) и Индии (1,4% ВВП)», – сообщают аналитики, подчеркивая, что низкие госрасходы в итоге оборачиваются высокими личным расходам граждан на медицинские услуги. Для сравнения, разрыв в расходах государства на образование меньше. Так, в России доля расходов на образование составляет 3,6% ВВП, тогда как средний показатель по странам ОЭСР равен 5,3% ВВП, а по странам ЕС – 4,9% ВВП.

«Кроме низкого уровня расходов с акцентом на дорогостоящую медицинскую помощь, расходы на здравоохранение в России также распределяются неэффективно», – сообщают эксперты, подчеркивая, что для улучшения показателей состояния здоровья населения необходимы дополнительные ресурсы. «Но их выделение должно сопровождаться реформами, направленными на повышение эффективности использования средств», – считают эксперты ВБ.

Существующая же в стране система оказания медпомощи, по мнению экспертов, ставит во главу угла дорогостоящую стационарную и специализированную медицинскую помощь, что ограничивает возможности системы по адаптации к новым потребностям пациентов, а также снижает продуктивность и результативность системы здравоохранения.

При этом в расходы на здравоохранение в следующем году, как обещают российские власти, будут увеличены до 4,1% ВВП, с 3,8% в текущем году, подчеркивал президент Владимир Путин. В частности, в следующем году предусмотрено значительное увеличение расходов на медпомощь за счет средств системы ОМС, где прирост составит 333 млрд рублей, или 21,5%, сообщали СМИ со ссылкой на данные в пресс-службе Минздрава. Консолидированный бюджет на здравоохранение в 2018 году составит почти 3,15 трлн рублей, что на 15,1% больше, чем в 2017 году.

В действующем бюджете расходы на здравоохранение увеличиваются фактически лишь номинально. Так, эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) ранее обращали внимание, что незапланированный в бюджете-2017 триллион рублей чиновники преимущественно распределили в пользу силовиков, тогда как здравоохранение получило лишь 69 млрд руб «лишних» средств (см. «НГ» от 07. 12. 2017). А большинство российских регионов, наоборот, существенно сократили расходы. В частности, глава Счетной палаты Татьяна Голикова, сообщала, что в текущем году снижение расходов на здравоохранение коснулось консолидированных бюджетов 84 регионов России. «В среднем субъекты сократили отчисления на медицинскую помощь на 42,9%. При этом в 20 регионах снижение практически более чем в три раза», – подчеркивала она.

Заметим, не только Всемирный банк обращает внимание на низкую эффективность отечественного здравоохранения. Ранее на это же указывали и аналитики Bloomberg. В частности, в составленном ими рейтинге эффективности российская система здравоохранения заняла последнее 55 место, обогнав страны вроде Бразилии, Азербайджана, Колумбии и Иордании (см «НГ» от 30. 09. 2016).

Что примечательно, если сегодняшние довольно-таки низкие траты на медицины традиционно связывают с жестким бюджетом, не предполагающим существенное увеличение расходов, то как тогда объяснить скромные траты казны в прежние «тучные» нефтяные годы? К примеру, в 2000 и 2007 годах общие траты на здравоохранение в России составляли скромные 5,4% ВВП. При этом государство тратило на отрасль лишь десятую часть от всех своих расходов. В 2010-м и того меньше – 3,7% ВВП, причем сюда же вошли расходы на физическую культуру и спорт.

Сами власти такую «особенность» объяснить фактически не в состоянии. Так, в Минздраве «НГ» посоветовали обратиться с подобными вопросами в Минфин, а ведомство Антона Силуанова отфутболило эти же вопросы Веронике Скворцовой.

В целом же российские власти считают низкие расходы на здравоохранение оправданными. Например, в Минфине ранее заявляли, что отечественной медицине необходимы сегодня структурные изменения, и простым увеличением расходов кардинально улучшить ситуацию не получится. В ведомстве Силуанова полагают, что необходимо создавать стимулы в здравоохранении, чтобы граждане заботились о своем здоровье. Опрошенные «НГ» эксперты частично соглашаются с посылом чиновников. «Сегодня российской медицине нужна такая же глубокая модернизация, какую власти провели в армии», – считает член кудринского Комитета гражданских инициатив Евгений Гонтмахер, который в 1997—2003 годах возглавлял департамент социального развития аппарата правительства РФ. По его мнению, нынешняя система здравоохранения сложилась во многом стихийно, случайно и эклектично. «Системной перестройки советской модели здравоохранения так и не получилось. Поэтому мы постоянно видим доказательства неэффективности и одновременно недофинансирования», – объясняет он.

В качестве такого примера Гонтмахер приводит историю с массовой закупкой в «тучные годы» дорогостоящего оборудования, которое сегодня используется неэффективно из-за отсутствия денег на ремонт, на подготовку персонала. А из-за отсутствия системных решений это оборудование часто простаивает, хотя многие пациенты нуждаются в нем.

Не дает желаемых результатов и нынешняя «оптимизация» здравоохранения. «Около 20 миллионов россиян фактически лишены доступа к государственной системе медпомощи. Это те люди, которые из-за географической удаленности не могут добраться до поликлиники и к которым не приедет скорая помощь», – объясняет эксперт. В годы профицитного бюджета власти увеличивали расходы на здравоохранение в рамках нацпроектов, программы модернизации региональных систем здравоохранения или целевых доплат терапевтам и педиатрам. Однако очень быстро выявились системные проблемы: денег выделяется все больше, а удовлетворенность ни у пациентов, ни у самих врачей не растет. При этом на уровне регионов почти все деньги идут на выплату зарплат персоналу в соответствии с майскими указами. «Однако во многих субъектах реальные заработки врачей остаются низкими. Местные больницы вынуждены экономить на лекарствах и процедурах. Больные с одним и тем же диагнозом получают в столицах и в регионах совершенно разное бесплатное лечение», – подчеркивает экономист.

«Опыт показывает, что система все чаще работает как молох – она может перемолотить дополнительное финансирование, не увеличив при этом доступность или качество услуг. В такой ситуации простое увеличение расходов не даст желаемого эффекта», – считает Гонтмахер. «Между Минфином и Минздравом идет постоянный спор. «Медики говорят – дайте больше денег, а финансисты отвечают – вы сначала обеспечьте эффективность расходования тех средств, что уже у вас есть», – рассказывает экономист.

Внутри системы здравоохранения расходы действительно не слишком эффективны, продолжает директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович. «При аналогичном уровне финансирования некоторые страны демонстрируют куда более оптимистичные результаты в оздоровлении своих граждан», – сообщает она. В качестве примера Попович приводит данные ОЭСР за 2015 год. Так, в России за этот период средняя ожидаемая продолжительность жизни составляла 71,3 года, тогда как расходы здравоохранения на душу населения составили 1350 долл. Турция за тот же период потратила меньше: 997 долл на душу населения. Однако средняя продолжительность жизни в стране оказалась куда выше – 78 лет.

И если в «тучные» нулевые при профицитном бюджете не могли изыскать более 4% от ВВП, то что уж говорить о финансировании в кризисные годы, рассуждает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев. Россия традиционно экономит на таких статьях бюджета, как здравоохранение, образование и наука – они считаются непроизводительными и потому финансируются «по остаточному принципу», когда полностью закрыты расходы на оборону, продолжает аналитик компании «Алор Брокер» Кирилл Яковенко. «Это советская традиция, со времен «холодной войны», которая сейчас, в условиях санкций против России, стала снова актуальной», – говорит он.

Выйти из этого замкнутого круга, по мнению экспертов, можно только через продуманную системную реформу здравоохранения. «Нужна национальная дискуссия о новой системе здравоохранения и общественное согласие с реформой, которая давала бы явные положительные результаты», – предлагает Гонтмахер. Пока же для такой дискуссии не хватает даже исходных данных – нет достоверной информации о реальном состоянии здоровья населения, о болевых точках существующей системы. «Можно лишь перечислять наиболее явные из них: это и поздняя выявляемость хронических заболеваний, и отсутствие профилактической медицины, почти полное отсутствие паллиативной помощи, высокая загрузка врачей – в том числе и бессмысленной отчетностью. Есть серьезные претензии к существующей страховой системе, которая по-существу таковой не является», – резюмирует он.

sshot-1.jpg
«Нам нужно научиться выбирать при финансировании разных направлений здравоохранения такие приоритеты, которые дадут максимальный вклад в снижение потерь лет жизни, а следовательно, будут позитивно влиять на экономическое развитие страны. Что в свою очередь позволит улучшить бюджетные показатели и добавить денег в систему здравоохранения», – считает Лариса Попович. 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1316
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
845
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1587
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1546

Другие новости