Еще одним крупным проектом стала разработка инновационного вагона-хоппера из алюминия. Фото предоставлены Алюминиевой ассоциацией
Алюминиевая ассоциация России подвела итоги уходящего года для отрасли. 2017-й положительно сказался на позициях «крылатого металла», а особенно большой стимул развитию отечественной промышленности придал правительственный «План мероприятий по стимулированию спроса на продукцию высоких переделов из алюминия на 2016–2017 годы» (см. «НГ» от 21.09.17). Документ содержит 11 пунктов, реализация которых обеспечит масштабное импортозамещение и рост внутреннего потребления алюминия к 2020 году минимум на 505 тыс. т. Соответственно деятельность членов Алюминиевой ассоциации была сфокусирована на развитии производства продукции с высокой добавленной стоимостью. Она будет продолжена и в 2018 году.
Главным событием года Алюминиевая ассоциация признала разрешение на использование сплавов из «крылатого металла» в электропроводке зданий и сооружений (см. «НГ» от 15.11.17). Ждать этого пришлось почти 20 лет. В отрасли считают решение прорывным: открываются новые масштабные перспективы применения алюминия, которые до сих пор сдерживались устаревшими ограничениями. На Кандалакшском и Иркутском алюминиевых заводах уже налажено производство современных сплавов 8030 и 8176, а выпуском кабелей занимаются два отечественных завода – «Иркутсккабель» и «Камский кабель». Продукция прошла всестороннюю проверку, в том числе с привлечением специалистов ассоциации «Росэлектромонтаж» и НИИ противопожарной обороны МЧС России. Новые кабели обеспечивают высокий уровень пожарной безопасности, в том числе за счет изоляции из полимерных композиций, не содержащих галогенов и не распространяющих горение.
Мостостроение – новый рынок, открытый в этом году алюминием. |
«Значение этого решения сложно переоценить. Более трех лет совместной работы всех участников отрасли открыли новые перспективы как для производителей алюминия, так и потребителей – изготовителей кабелей, строительных компаний. Мы уверены, что использование «крылатого металла» в новых отраслях повысит конкурентоспособность российских производителей и позволит снизить стоимость строительства в нашей стране», – отметил председатель Алюминиевой ассоциации России Валентин Трищенко.
Летом Минпромторг РФ представил на рассмотрение общественности проект постановления «О лицензировании импорта колес из алюминия», который уже получил межведомственное одобрение. Документ стал итогом длительной работы по защите российского рынка от некачественных иностранных колесных дисков: поставщики из стран, не участвующих в Евразийском экономическом сообществе, должны будут получать разовые лицензии на импорт в РФ. Этот механизм позволит лучше защитить внутренний рынок от ввозимой фальсифицированной продукции. Эксперты неоднократно высказывали озабоченность засильем некачественных автозапчастей, в основном из Китая (см. «НГ» от 29.06.17).
Кроме электропроводки российский алюминий заново открывает для себя еще один рынок – мостостроение. В Нижегородской области летом были установлены два первых в современной истории России алюминиевых моста. Осенью началась разработка свода правил «Мосты из алюминиевых сплавов. Пролетные строения», который станет национальным стандартом в сфере проектирования, строительства, монтажа и эксплуатации мостов из «крылатого металла». Для определения конкретных расчетных положений будущего документа Московский государственный строительный университет (МГСУ) занялся испытанием алюминиевого моста в натуральную величину (см. «НГ» от 30.11.17).
«Алюминиевые мосты обладают целым набором преимуществ: высокие антикоррозийные свойства, низкие эксплуатационные издержки, минимальные сроки установки, длительный срок службы, – рассказал директор РУСАЛа по сбыту в РФ и СНГ Роман Андрюшин. – Более того, алюминий в отличие от стали при температуре минус 35–40 градусов Цельсия увеличивает свою прочность, что является конкурентным преимуществом при строительстве в районах с суровым климатом».
Помимо этого, из алюминия начали делать интерьеры для трамваев – прецедент, который может способствовать расширению областей применения «крылатого металла» в транспортном машиностроении. Всего такими интерьерами оформят 300 трамваев, которые будут поставлены в Москву в 2017–2019 годах (см. «НГ» от 08.11.17). Масштабы контракта делают его крупнейшим в мире среди аналогичных трамвайных закупок для транспортной системы одного города. Внутреннее оформление, полностью выполненное из алюминиевого сплава, получают новые трехсекционные вагоны «Витязь-М». Такие трамваи уже начали курсировать по столичным улицам. «Тенденция к использованию алюминия в транспорте неуклонно растет во всем мире, – обратил внимание Роман Андрюшин. – Мы готовы сотрудничать со всеми предприятиями транспортного машиностроения как в России, так и за рубежом, которым интересно как использование алюминия в производстве своей продукции, так и R&D-разработки в данной области».
Наконец, еще одним крупным проектом, стартовавшим в уходящем году, стал инновационный вагон-хоппер из алюминия, который в феврале прошел сертификацию в РФ. Проект вагона (модель 19-1244) был разработан РУСАЛом совместно с вагоностроительной компанией «РМ Рейл» и «Арконик СМЗ» и предназначен для перевозки более 50 видов сыпучих грузов. Право на его серийный выпуск «РМ Рейл» получил в соответствии с техническим регламентом Таможенного союза. Алюминиевый вагон-хоппер отличается выгодными характеристиками по сравнению с аналогами: коррозийной стойкостью, более высокой грузоподъемностью (превышает аналоги на 3–9 т и составляет 79 т), срок службы – 32 года, а это больше на 6 лет. Экономия на перевозку одной тонны груза в среднем составляет до 10%. В настоящее время опытные партии алюминиевых вагонов проходят подконтрольную эксплуатацию, а также продолжается работа над разработкой других видов подвижного состава из инновационных алюминиевых сплавов.