Гендиректор Росатома Алексей Лихачев и министр электроэнергетики Египта Мохаммед Шакер подписали контракты на 25 миллиардов долларов. Фото РИА Новости
Портфель зарубежных контрактов госкорпорации Росатом на днях пополнился новой сделкой: в Каире были подписаны акты о вступлении в силу четырех контрактов на сооружение АЭС «Эль Дабаа» в Египте, в пустынной провинции Матрух, общей стоимостью 25 млрд долл. Первый энергоблок ВВЭР-1200 будет введен в эксплуатацию в этой стране в 2026 году, а всего на берегу Средиземного моря их будет четыре. Проект на 60 лет обеспечит Египту конкурентоспособную стоимость электроэнергии, а России – стабильный поток финансовых средств и загрузку предприятий атомной отрасли.
Партнерству двух стран в атомной сфере уже около 60 лет: в 1961 году в исследовательском центре в Иншасе при помощи советских специалистов был построен исследовательский ядерный реактор. Часть египетских специалистов в то время прошли советскую научную школу. Проект должен был стать первым шагом в египетской программе мирного атома, но в дальнейшем она не получила развития в виде производства электроэнергии. И только теперь перспектива обладания АЭС – причем самой современной на континенте – становится для Египта реальностью. На церемонии подписания присутствовали находившийся в Каире президент РФ Владимир Путин и его египетский коллега Абдель Фаттах ас-Сиси, что само по себе говорит о том, какую важность стороны придают достигнутым договоренностям. Для двусторонних отношений это крупнейший проект со времен создания Ассуанской плотины.
Соглашения уникальны и по другим причинам. «Подписанные контракты – рекордная сделка в истории мировой атомной отрасли, – заявил генеральный директор Росатома Алексей Лихачев. – Общая стоимость всех четырех контрактов составляет десятки миллиардов долларов США – это также и крупнейшее несырьевое экспортное соглашение за всю историю России».
Для Росатома египетская сделка стала выходом на очередной зарубежный рынок. Сейчас госкорпорация работает над строительством АЭС в 12 странах, имея договоренности на сооружение 34 энергоблоков, – суммарная стоимость контрактов составляет 133 млрд долл. Деньги работают прежде всего на российскую промышленность, загружая ее проектными, изыскательскими, строительно-монтажными работами, производством высокотехнологичных изделий (реакторное оборудование, топливные сборки и другая уникальная продукция). За счет субподряда такие контракты поддерживают и предприятия смежных отраслей, создавая мультипликативный эффект для российской экономики.
После завершения сооружения АЭС и ввода ее в эксплуатацию финансовая отдача от проекта для российской атомной отрасли – а значит, и для бюджета, куда поступают налоговые отчисления, – сохранится. В Египте Росатом обязался не только построить АЭС, но и обеспечить ее ядерным топливом на весь жизненный цикл станции. Кроме того, первые 10 лет работы «Эль Дабаа» госкорпорация будет помогать партнерам в эксплуатации и сервисе АЭС. Помимо атомной станции Росатом построит в Египте хранилище отработавшего ядерного топлива и поставит для него специальные контейнеры. Поставка топлива, оказание услуг по обращению с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ), сервисная и эксплуатационная поддержка станут дополнительными источниками финансовых поступлений для профильных предприятий атомной промышленности на долгосрочную перспективу.
«Мы предложили нашим египетским партнерам уникальное комплексное соглашение, охватывающее весь жизненный цикл атомной станции, то есть 70–80 лет, – отметил Алексей Лихачев. – Сегодня Росатом – единственная в мире компания, способная предоставить заказчикам полный комплекс услуг в области мирного атома. Развитие атомной энергетики Египта также важно и для российской экономики – десятки предприятий Росатома получат значительный заказ и возможность подтвердить мировому сообществу преимущества российских атомных технологий».
Помимо прочего, госпорпорация возьмет на себя подготовку египетского персонала для работы на электростанции, которая будет происходить как в России, так и в Египте. В ближайшие годы в России ждут сотни студентов из арабской страны для освоения ядерных специальностей. Сейчас в вузах Росатома уже обучаются 50 египтян.
Кроме того, госкорпорация взялась содействовать повышению общественной приемлемости атомной энергетики в Египте. Этому может способствовать экономический эффект от электростанции. Уже само строительство «Эль Дабаа» даст толчок развитию египетской промышленности, поскольку в нем будут участвовать десятки местных компаний. Так, при сооружении первого блока АЭС локализация составит не менее 20%, а в дальнейшем увеличится еще больше – производственные и строительные компании Египта наберутся опыта, а местные заводы перестроят свои производственные линии под выпуск продукции для АЭС. В прибыли окажутся не только локальные субподрядчики, но и «смежники» – поставщики материалов, строительной техники, коммунальных и прочих услуг. Само собой запуск «Эль Дабаа» поможет Египту и решить проблемы с электроснабжением: на протяжении нескольких лет страна сталкивается с хроническими перебоями в подаче электроэнергии. Планируется, что к 2035 году доля мирного атома в энергобалансе страны составит 8%.
А главное – реакторы, которые появятся в Египте, относятся к самым современным станциям поколения 3+ и полностью соответствуют постфукусимским требованиям МАГАТЭ. В России такой проект уже реализован на Ленинградской АЭС-2, где 8 декабря начался физический пуск энергоблока с референтным для «Эль Дабаа» реактором: специалисты эксплуатационных служб успешно загрузили в активную зону реактора первую из 163 тепловыделяющих сборок со свежим ядерным топливом. А ранее, 5 августа 2016 года, был включен в сеть первый в мире инновационный энергоблок поколения 3+, энергоблок № 1 Нововоронежской АЭС-2.
Главная особенность реакторов ВВЭС-1200, которые будут построены в Египте, – уникальное сочетание активных и пассивных систем безопасности, делающее электростанцию максимально устойчивой к внешним и внутренним воздействиям. Безопасность АЭС обеспечивается за счет так называемой эшелонированной защиты, не допускающей выхода радиоактивных материалов в окружающую среду. В проекте предусмотрены четыре активных независимых канала систем безопасности, дублирующие друг друга, а также комбинация пассивных систем безопасности, работа которых обусловлена только законами физики и не зависит от человеческих факторов, рассказал СМИ президент инжинирингового дивизиона «Росатом» – группы компаний ASE Валерий Лимаренко. Станция способна функционировать даже в случае полной потери электроснабжения, может выполнять все функции обеспечения безопасности без участия активных систем и вмешательства оператора.
«Сделанный в свое время нашими египетскими партнерами выбор российского проекта для строительства своей первой АЭС говорит о надежности и универсальности технологий, которые Россия уже давно успешно применяет как у себя, так и в других странах, в том числе в странах – новичках в атомной энергетике», – сказал Валерий Лимаренко. По его словам, госкорпорацию не пугает, что речь идет о строительстве новой атомной станции в достаточно сложных природных условиях Северной Африки. «Мы давно строим атомные энергоблоки с водо-водяными энергетическими реакторами ВВЭР в разных регионах мира – в Китае, Иране, Индии», – отметил Валерий Лимаренко. Он напомнил, что атомные энергоблоки типа ВВЭР считаются одними из самых надежных и безопасных в мире: эффективность таких реакторов доказана их успешной эксплуатацией – более 1400 реакторо-лет (совокупная продолжительность использования всех реакторов данного типа) безаварийной работы. «Проект АЭС «Эд-Дабаа» отвечает всем современным международным требованиям по безопасности: они проектируются в соответствии с российской нормативной базой, учитывают рекомендации и требования МАГАТЭ. Кроме этого, в проекте учтены и выполняются постфукусимские требования и ряд дополнительных требований связанных с безопасностью», – подчеркнул Валерий Лимаренко.