В конце ноября в Москве прошел III съезд железнодорожников, который наблюдатели назвали венцом публичной активности монополии в 2017 году. Выступивший на нем президент Владимир Путин отметил работу компании по повышению эффективности работы, увеличению производительности труда, которая «за последние пять лет… выросла на треть, в текущем году она вырастет на 9%, по плану на 2018 - еще на пять». «Таким образом, по итогам 2018 года производительность труда вырастет в 1,5 раза по сравнению с уровнем 2011 года - это очень хороший показатель в сравнении с другими отраслями экономики», - подчеркнул Путин, добавив, что производительность труда – «один из ключевых показателей».
В свою очередь генеральный директор РЖД Олег Белозеров сообщил, что с марта 2018 года заработная плата железнодорожников повысится в среднем на 2,2%, среднемесячная же заработная плата работников компании по итогам работы за 10 месяцев 2017 года составила 50,2 тыс. руб. с ростом к 2016 году на 7,7%.
Цифры красивые и, безусловно, радуют. Однако, как говорили классики, дьявол кроется в деталях.
Вчитаемся в любопытный документ (есть в распоряжении редакции), поручение президента ОАО «РЖД» Олега Белозерова от 22 апреля 2016 года № ПП-52. Первый его пункт гласит: «Определить с учетом дополнительного задания по снижению среднесписочной численности работников на перевозочных видах деятельности задания филиалам ОАО «РЖД» на 2016 год по темпу роста производительности труда…». Из этого можно сделать вывод, что во-первых, что в РЖД увольнение и рост производительности – это, похоже, одно и то же. Во-вторых, одним заданием по сокращению персонала в 2016 году, видимо, не ограничились, и потребовалось новое.
Возможно, в монополии просто не представляют, как иным образом поднять эффективность работы компании. Само название поручения Белозерова – «По вопросу обеспечения в 2016 году темпа роста производительности труда в условиях замедления роста объема перевозок» может быть прозрачным намеком на то, что неблагоприятная конъюнктура вынуждает прибегать к непопулярным мерам.
Хотя, стоит признать, что такой подход в РФ уже давно стал привычным инструментом работы руководителей различного уровня. Ради того чтобы доложить наверх о росте производительности труда условно на 50%, а заодно и заработать очков для внешнего пиара все средства хороши. Особенно – самые быстрые и не затратные. В случае с железнодорожной отраслью – это, похоже, рост погрузки при одновременной «оптимизации» кадров. Даже если технологически ничего не сделано, за счет больших цифр можно показать, что производительность труда выросла.
При этом в январе сетевая погрузка РЖД достигла своего рекордного значения и составила 100,1 млн т, превысив на 6,7% аналогичный прошлогодний показатель. Следует признать, что если корпорация следует установке на массовые увольнения, эта попытка - вещь в себе, и не имеет никакой связи с результатами деятельности железных дорог. Кроме одного – размера прибыли.
В неблагополучном 2015 году, когда еще снижались объемы перевозок, чистая прибыль РЖД как сообщало агентство «РИА Новости» (30.03.16) сложилась в размере примерно 318 млн руб. при плановом убытке (-26,2) млрд руб. и убытке в предыдущем году в сумме (-44,1) млрд руб. При этом, по данным РБК (13.11.15), среднее количество работников в январе-сентябре 2015 года сократилось на 7%. Вместе с тем, по данным издания, фонд начисленной заработной платы в том году оказался на 65% меньше прошлогоднего показателя -106,4 млрд руб. против 304,26 млрд руб. Помимо этого, как пишет РБК, выплаты социального характера уменьшились почти вдвое - с 11,4 млрд руб. до 5,8 млрд руб.!
Столь странную диспропорцию, вероятно, можно объяснить тем, что, сэкономив свыше 200 млрд на оплате труда железнодорожников, РЖД, похоже, добились статистического благополучия, а топ-менеджмент заслужил одобрение высших инстанций, а заодно обеспечил себе выплату премий и бонусов. Как сообщало агентство РИА Новости (14.02.17), в 2016 году общий доход одних только членов правления железнодорожной корпорации составил почти 2,3 млрд рублей.
А теперь обратим внимание на то, кого именно «оптимизируют». В упомянутом поручении можно сделать вывод, что речь идет о сокращении персонала, занятого на перевозках. То есть в корпорации увольняют не заседающих в кабинетах, не начальство, а избавляются от тех, кто трудится непосредственно «на земле» – в депо, на дистанции? Согласно годовому отчету РЖД, на 31 декабря 2008 года штат сотрудников компании составлял примерно 1,2 млн человек, а к 2016 году - уже около 770 тыс. человек. То есть можно подсчитать, что с 2009 по 2016 год численность персонала РЖД сократилась почти на 37%.
Если подсчеты верны, за восемь лет монополия избавилась примерно от 420 тыс. человек, а если считать с семьями, потянет на население города-миллионника вроде Нижнего Новгорода.
Тем не менее, в РЖД, похоже, избавляются от тех работников и специалистов, от которых непосредственно зависит безопасность движения, жизнь людей и сохранность грузов. Между тем, нужно помнить, что штатные расписания локомотивщиков, путейцев, связистов и других специалистов составлены не из соображений благотворительности, а исходя из жестких технологических требований и норм безопасности. И она в результате пресловутой оптимизации и может быть поставлена под угрозу.
В конце 2016 года представитель монополии рапортовал перед премьер-министром о том, что за два года она снизала расходы на 100 млрд рублей и, по словам Белозерова, планирует их урезать еще на 80 млрд. При этом на так называемой кадровой оптимизации РЖД планирует сэкономить порядка 5 млрд рублей. Для сравнения: по данным РБК (13.11.17), стоимость двух детских железных дорог, которые госкорпорация планирует построить вместе с Москвой, также составляет 5 млрд рублей. Неужели специалистов РЖД будут сокращать для того, чтобы компания могла профинансировать новый столичный проект?