Узкоколейный поезд Д2 на одном из сахалинских железнодорожных перегонов. Фото пресс-службы РЖД
На Сахалине продолжается работа по модернизации железнодорожной инфраструктуры и переходу с японской колеи шириной 1067 мм на общепринятую в России колею в 1520 мм.
На переустройство колеи в инвестиционной программе РЖД выделены 29 млрд руб., сообщил вице-премьер Юрий Трутнев. Он поставил задачу синхронизировать графики переустройства Сахалинской железной дороги на общесетевую ширину колеи таким образом, чтобы минимизировать сроки ограничений передвижения по существующим железнодорожным веткам.
«Необходимо рассчитать график работ таким образом, чтобы не пострадали работающие предприятия, чтобы не получилось так, что из-за реконструкции колеи они не смогут вывезти свою продукцию», – сказал вице-премьер.
Все работы планируется завершить в 2019 году. Однако для этого, как рассказал начальник Дальневосточной железной дороги (филиал РЖД) Николай Маклыгин, придется прерывать железнодорожное сообщение на участке Шахта – Холмск – Арсентьевка – Ноглики на три месяца в 2018 году и на участке Арсентьевка – Корсаков на три месяца в 2019 году. Кроме того, на общероссийскую колею предстоит перевести подъездные пути 32-х предприятий, но пока провести такую модернизацию готовы 28 из них.
Соглашение о сотрудничестве по переустройству инфраструктуры с колеи 1067 мм на колею 1520 мм до 2020 года между ОАО «РЖД» и правительством Сахалинской области было подписано в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме.
«Транспортная доступность – один из самых актуальных вопросов для Дальнего Востока. Полноценное развитие региона, занимающего более трети страны, невозможно без преодоления существующих инфраструктурных ограничений», – отмечал ранее глава Минвостокразвития Александр Галушка.
Госпрограмма «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» входит в перечень из 28 госпрограмм, в которых формируются специальные разделы по развитию Дальнего Востока. Благодаря ей транспортная подвижность населения на Дальнем Востоке, как ожидается, возрастет в 1,5 раза к уровню 2012 года.
Колея 1067 мм досталась СССР в 1945 году от Японии после освобождения Южного Сахалина. Такую колею называют еще Капской, потому что в 1873 году она была применена в английской Капской колонии (ныне – ЮАР). Однако впервые ее построил норвежский инженер Карл Пихл в 1861 году.
Общая протяженность Капской колеи в мире достаточно большая, свыше 110 тыс. км. Железные дороги с такой колеей есть в государствах Южной и Центральной Африки, в Индонезии, на Тайване, Филиппинах, в Новой Зеландии и Австралии. С 1888 года по такой колее ходит трамвай в столице Эстонии, Таллине, такая же колея у большинства трамвайных систем Японии.