Фото сайта www.uralmet.com
27 ноября был подписан закон о внесении поправок в Налоговый кодекс РФ, касающихся ввода в действие порядка налогового агентирования для покупателей лома и отходов цветных и черных металлов, а также вторичного алюминия и сплавов из него. И хотя документ активно обсуждался и депутатами, и участниками рынка еще с весны 2017 года, только за последние пару недель в СМИ прозвучал ряд претензий его противников. Впрочем, на поверку эти жалобы в большей степени оказались далекими от текста закона.
Проблема имеет довольно давнюю историю, и решать ее пытались разными путями. Так, в 2008–2009 годах для прекращения хищений НДС при заготовке и реализации лома черных и цветных металлов эти операции освободили от налогообложения. Короткое время эта мера действительно работала, но уже с 2011 года нечестные участники рынка стали использовать новые схемы хищений НДС уже на этапе переработки лома и реализации полученной продукции. Полностью исключить функционирование таких схем не смогло даже внедрение автоматизированной системы контроля за уплатой НДС.
«Именно поэтому вопрос о внесении изменений в законодательство, направленных на исключение возможности уклонения от уплаты налога при производстве и реализации продукции из лома и отходов, вновь стал так актуален», – отмечает директор некоммерческого партнерства «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии» Дмитрий Пузанов. По словам эксперта, принятый недавно законопроект обсуждался активно еще с весны 2017 года, и все заинтересованные стороны, в том числе представители бизнес-сообщества, принимали в этом участие. «При этом замечания, которые высказываются отдельными представителями отрасли сейчас, создают впечатление, что эти критики не должным образом читали сам законопроект, потому что аргументы, которые ими приводятся, никак не следуют из текста закона», – добавил Дмитрий Пузанов.
Между тем Минфин РФ основательно подошел к решению задачи прекращения хищений НДС на рынке лома. В частности, был изучен опыт ЕС в этой сфере. И выяснилось, что там тоже были подобные проблемы, которые успешно решены введением налогового агентирования («реверсивная уплата» НДС по принятой в ЕС терминологии) при поставках внутри страны. Отработанный в Европе механизм предусматривает возможность введения «реверсивного налогообложения» при внутренних поставках товаров и услуг, чувствительных к мошенничествам с НДС. В перечень входят в том числе практически все необработанные драгоценные, цветные и черные металлы и полуфабрикаты из них. Страны – члены ЕС активно используют эту директиву. Так, в Германии уже в 2014 году налоговое агентирование распространили практически на всю металлопродукцию.
В России такой законопроект был разработан только сейчас, и в нем ввиду тщательной проработки были учтены замечания всех участников рынка. Так, например, высказывались опасения, что с 1 января 2018 года участникам рынка потребуются дополнительные финансовые ресурсы для уплаты налога налоговыми агентами и последующего ожидания его возмещения в следующем налоговом периоде. Однако при рассмотрении поправок в Госдуме соответствующие нормы были скорректированы. В окончательной редакции закона налогоплательщик – налоговый агент при покупке товара исчисляет налог к уплате в бюджет и в том же налоговом периоде принимает его к вычету.
Кроме того, высказывались взаимоисключающие мнения о том, что вступление в силу закона приведет одновременно и к росту цен на продукцию металлургов на 18%, и к падению цен на лом в России на те же 18%. Но цены на металлопродукцию регулируются рынком, и никакого влияния на себестоимость производства на металлургических заводах введение налогового агентирования оказать просто не способно. На деятельность физических лиц по сдаче принадлежащего им лома цветных и черных металлов нововведения также принципиально не могут оказать никакого влияния – это в законе зафиксировано отдельно.
Совсем недавно, 15 ноября 2017 года, на XV международной конференции «Новые тенденции рационального использования вторичных ресурсов и проблемы экологии» подробно обсуждался вопрос введения налогового агентирования при реализации лома и отходов цветных металлов. Большинство участников конференции положительно оценили это нововведение. В частности, в своем выступлении генеральный директор предприятия по производству медной катанки и проволоки ООО «ЭЛКАТ» Максим Третьяков отметил, что к настоящему времени освобождение реализации лома от НДС совершенно не выполняет своей задачи предотвращения хищений налога. По его словам, на последней стадии обращения медного лома перед поставкой на металлургические заводы он весь превращается в продукцию, поставляемую с НДС.
Эта же картина подтверждается и в сфере обращения алюминиевого лома и отходов. Согласно статистическим данным, которые формируются самими участниками рынка алюминиевого лома и вторичного алюминия, сейчас около 65% рынка охвачено хищениями НДС. Вот почему ранее уже неоднократно представители НП «Совет промышленных предприятий вторичной цветной металлургии», а также целый ряд производителей вторичного алюминия, не входящих в это НП, высказывались в поддержку нового закона. Выходит, что добросовестным металлургам бояться совершенно нечего. В то же время многие участники рынка солидарны в том, что борьба с хищениями НДС и повышение прозрачности отрасли – это назревшая необходимость, и направлена эта борьба в первую очередь против формирования необоснованной налоговой выгоды в сфере обращения и переработки лома.