Населению трудно разобраться в разнообразии финансовых услуг и отделить явно мошеннические схемы от узаконенных. Об этом сообщают специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ). На это же жалуются и чиновники, которые, правда, сами часто не могут определить, что называть финансовой пирамидой, а что – нет.
По данным НАФИ, доля россиян, верно идентифицирующих финансовую пирамиду, со временем не меняется: на протяжении последних десяти лет она даже не достигает 30%.
В ходе очередного опроса специалисты НАФИ предложили респондентам список с различными способами вложения денежных средств. Один из вариантов – финансовая организация, обещающая гарантированный 35-процентный рост вложений через год. Идентифицировали в ней пирамиду лишь 28% из 1600 опрошенных.
Кроме того, исследователи спрашивали респондентов, видят ли они признаки пирамиды в паевых инвестиционных фондах, банковских вкладах под 11% годовых, общих фондах банковского управления, предлагающих сертификаты долевого участия.
Итог был таким. «Немного снизилась доля тех, кто присваивает признаки финансовой пирамиды паевым инвестиционным фондам, сообщающим о 35-процентной доходности его паев за предыдущий год (доля снизилась с 13% в 2015-м до 7% в 2017-м). Банк, предлагающий вклады под 11% годовых, считают пирамидой 8% россиян (4% два года назад). И только 3% высказывают недоверие в отношении общего фонда банковского управления, предлагающего сертификаты долевого участия», – сообщает НАФИ.
Чаще других верные ответы дают жители городов-миллионников, а реже – жители малых городов с населением 50-100 тыс. человек, добавляют исследователи.
«Мы наблюдаем пессимистичную картину: двое из трех россиян с высокой вероятностью могут стать жертвой финансовой пирамиды, – комментирует результаты опроса гендиректор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева. – Проблема усугубляется тем, что любые мошеннические схемы на рынке финансовых услуг стремительно адаптируются под рыночные, технологические, законодательные и другие изменения. Простой человек в такой ситуации очень уязвим».
Хотя не только простые россияне путаются в идентификации пирамид, но и чиновники. Один из примеров – накопительная пенсионная система.
Ранее в интервью ТАСС глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что «за более чем 10 лет формирования пенсионных накоплений негосударственные пенсионные фонды (НПФ), можно сказать, уподобились финансовым пирамидам, которые готовы работать только при условии постоянных новых вливаний, причем работать с низкой доходностью» (см. «НГ» от 11.08.17). Причем Топилин говорил о той системе НПФ, которая, судя по всему, ляжет в основу новой пенсионной реформы, предполагающей внедрение в РФ индивидуального пенсионного капитала.
В ответ на это Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов заявила тогда следующее: «Стоит напомнить, что НПФ участвуют в государственной системе обязательного пенсионного страхования в качестве страховщиков одновременно с Пенсионным фондом России и государственной управляющей компанией «Внешэкономбанк». Поэтому обвинять НПФ в уподоблении финансовым пирамидам равносильно словам, что государство занимается строительством пенсионной пирамиды».
Кроме того, финансовые власти с опаской присматриваются к операциям с биткоинами. «Тезис, что в биткоине есть элементы финансовой пирамиды, на этой неделе подтвердился. Посмотрите на график торгов биткоина. Кому-то, кто вложился, повезло, а кому-то – нет», – заявил неделю назад в кулуарах научно-практической конференции «Правовое регулирование финансового рынка» замминистра финансов Алексей Моисеев. Это мнение высказывалось и раньше: несколько лет назад приравнивали биткоин к финансовой пирамиде специалисты Центробанка.
Государство, по словам Моисеева, не будет защищать покупателей криптовалют в случае их обмана. «Главное ограничение будет связано с тем, что лица, которые покупают криптовалюты, не будут защищаться государством ни в какой мере. Если их обманут, значит, это их проблемы», – цитирует чиновника портал Банки.ру.
Еще больше чиновники удивляются, когда жители с опаской относятся к тем схемам, которые им предлагает само государство.
Как заявила во вторник на конференции ТАСС первый зампред комиссии Общественной палаты РФ по ЖКХ Светлана Разворотнева, «в целом по стране у нас собираемость взносов на капремонт 88,6%, а в Крыму собираемость 45,6%». «Показатели по Крыму не могут не беспокоить», – сказала она.
Зампред комиссии по развитию инфраструктуры Общественной палаты Республики Крым Вячеслав Мартынов пояснил, что жители региона пока с недоверием относятся к обязанности платить взносы за капремонт: «Многие до сих пор сомневаются – платить или не платить, считают, что фонд капремонта – это финансовая пирамида, которая может рухнуть, не понимают, почему с ними не заключают договоры». По его словам, нужно заняться информированием граждан.