0
3401
Газета Экономика Интернет-версия

17.11.2017 00:01:00

Правительство не хочет повторения истории "ВИМ-Авиа"

Тэги: авиакомпании, банкротство, компенсационный фонд, вим авиа, мнение


авиакомпании, банкротство, компенсационный фонд, вим авиа, мнение От банкротств авиаперевозчиков пассажиры в России пока не защищены. Фото РИА Новости

В России может появиться компенсационный фонд объемом 2 млрд руб., из которого власти будут финансировать экстренный вывоз пассажиров, воспользовавшихся услугами обанкротившихся авиакомпаний. Теоретически если нагрузку по наполнению фонда переложат на пассажиров, это обойдется каждому покупателю авиабилетов в 20 руб. Но история с «ВИМ-Авиа» показывает, что на самом деле компенсация за вывоз одного пассажира должна составлять как минимум 10 тыс. руб. Значит, если в стране обанкротится сразу несколько крупных авиакомпаний, то заявленного властями фонда не хватит, как уже не хватает денег для компенсации банкротств банков.

Раскритикованный президентом Минтранс, а также Минфин и «Аэрофлот» займутся созданием в стране такой системы, которая позволит финансировать расходы на экстренный вывоз пассажиров, в случае если их авиакомпания обанкротится. Такое поручение дал премьер Дмитрий Медведев, о чем вчера появилась информация на сайте правительства.

У ведомств осталась буквально неделя на то, чтобы представить предложения по созданию этой системы. Они должны проработать варианты «использования денежных средств компенсационного фонда, формируемого в соответствии с законодательством об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика, или денежных средств, получаемых «Аэрофлотом» от иностранных авиаперевозчиков за пролет над территорией РФ». Речь идет о платежах иностранных компаний за транссибирские перелеты.

Как пояснил вчера глава Минтранса Максим Соколов, фонд «должен быть в пределах 2 млрд руб.». «Этого будет вполне достаточно. Формироваться он может постепенно», – уточнил министр. 

Других деталей не сообщается. «Минтранс проработает поручение совместно с причастными структурами и в установленный срок представит свои предложения в правительство», – сказали вчера «НГ» в пресс-службе министерства. «Минфин рассмотрит предложения по структуре и механизму формирования фонда в установленном порядке после поступления предложений от Минтранса», – пояснили в пресс-службе финансового ведомства.

Пока остается только гадать, переложат ли авиакомпании нагрузку на пассажиров, и если да, то насколько подорожают билеты. Одна из наиболее приятных для пассажиров версий – подорожание будет символическим. По Росстату, в 2016 году в России было перевезено воздушным транспортом около 91 млн человек. Получается, если авиабилеты и подорожают из-за создания фонда объемом 2 млрд руб., то буквально на 20–22 руб.

По словам опрошенных экспертов, о последствиях пока трудно судить. «По моему мнению, идея здравая: фонд призван страховать возможные банкротства авиакомпаний. Но это, безусловно, вызовет рост тарифов на 2-3%, – поясняет доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян. – Однако я вижу альтернативное решение, а именно: создание внутренних альянсов, участники которых смогут страховать друг друга в случае коллапсов».

«Все будет зависеть от механизмов сбора средств. Если это будет какой-то процент от цены билета, именно эта величина может быть «добавлена» к итоговой стоимости билета, так как компании могут попробовать переложить эту надбавку на пассажиров», – предполагает старший аналитик «Фридом Финанс» Богдан Зварич. Если же фонд не создадут, а за компенсацию экстренных расходов возьмутся страховщики, тогда, по словам эксперта, страховые компании могут назначить высокие тарифы, которые скорее всего тоже «ударят» по карману пассажиров. «Сектор авиаперевозок сейчас находится в затруднительном положении на фоне роста цен на авиационное топливо при сохранении цен на билеты», – добавляет Зварич.

Как предупреждает аналитик «Финам» Алексей Калачев, «любая дополнительная финансовая нагрузка на региональных перевозчиков может ухудшить их положение».

Причем эксперт поясняет, что «далеко не все и не всегда могут переложить нагрузку на пассажиров». Цены на билеты, как он замечает, в некоторых случаях даже снижаются: «По данным Росстата, средняя стоимость полета в салоне экономического класса самолета в расчете на 1000 км в этом году даже снизилась на 4% по сравнению с прошлым годом. Это при том, что топливо подорожало примерно на 20%». Так что некоторые авиакомпании оказались на грани рентабельности, обращает внимание эксперт.

«Создавая фонд, правительство признает, что отрасль авиаперевозок находится в уязвимом положении, поправить которое иными способами не получается», – говорит Калачев.

Однако, уточним, механизм компенсационных фондов успешно работает тогда, когда экономическая ситуация в стране более или менее благополучная, когда есть устойчивый экономический рост и когда банкротства – это редкое явление, форс-мажор. Но в условиях вялотекущего кризиса, когда страну накрывает одна волна банкротств за другой, компенсационных фондов уже не хватает, и им самим требуется помощь «извне»: из федерального бюджета или резервов. Это касается и банковской сферы, и туристической отрасли, и рынка авиаперевозок.

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования ранее сообщил, что по итогам третьего квартала число банкротств в экономике вновь увеличилось – на 12,4% относительно третьего квартала 2016-го (см. «НГ» от 12.11.17). Причем в отдельно взятой сфере транспорта и связи число банкротств выросло почти на 20% в годовом выражении.

В прессе уже появлялись оценки, что по директиве правительства «Аэрофлот» должен был направить на решение проблем с перевозкой пассажиров обанкротившейся «ВИМ-Авиа» около 1,8–1,9 млрд руб. из транссибирского роялти. Об этом сообщали источники в авиаотрасли, опрошенные ТАСС и Reuters (см. «НГ» от 01.10.17). Перед банкротством десятая по величине авиакомпания России «ВИМ-Авиа» продала почти 197 тыс. билетов, из них 101 тыс. билетов была реализована в рамках турпакетов, уточняли в Ростуризме.

Из чего можно сделать вывод, что на самом деле компенсация за вывоз каждого пассажира должна быть как минимум около 10 тыс. руб. Заявленного Минтрансом объема фонда явно не хватит в том случае, если в стране обанкротится сразу несколько крупных авиакомпаний. Фонд объемом 2 млрд руб. можно назвать скорее одноразовым. И если власти решат, что в нем должно аккумулироваться средств значительно больше, чем несколько миллиардов рублей, тогда подорожание авиабилетов для пассажиров вряд ли ограничится 20 рублями.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1113
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
687
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1335
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1332

Другие новости