Фото Анастасии Барей
Система закупок госкорпорации «Росатом» – одна из наиболее продвинутых в России. Это признают и зарубежные, и отечественные эксперты. Заслуги компании по развитию соответствующих процедур отмечает даже Федеральная антимонопольная служба (ФАС). «Отрадно, что в такой сложной и наиболее ответственной с точки зрения безопасности отрасли, как атомная, как раз и демонстрируется передовая практика. Причем это происходило раньше, чем в других сферах. И действительно, двигателем прогресса в развитии лучшей практики, закупочной практики, был именно «Росатом», – заявил заместитель руководителя ФАС Рачик Петросян в своем выступлении на пленарной сессии «АТОМЕКС-2017». Этот трехдневный специализированный международный форум поставщиков госкорпорация проводит уже девятый раз. В этом году он стартовал 14 ноября и собрал более двух тысяч участников.
О прозрачности заказов в атомной сфере и открытом общении с поставщиками говорят и цифры. За пять лет объем конкурентных закупок вырос более чем вдвое, с 313 до 766,3 млрд руб. По крайней мере на такой показатель госкорпорация рассчитывает выйти по итогам этого года. Схожий результат должен быть и в следующем году. При этом каждый день более 170 компаний в системе получают заказы на сумму, которая, в общем, превышает 3 млрд руб. В этом году количество компаний с заказами от Росатома приближается к 15 тыс. (на данный момент – 14 799), а участие малого бизнеса поддерживается на уровне в 20% и выше.
По словам генерального директора ГК «Росатом» Алексея Лихачева, такой подход не только открывает двери новым поставщикам, но и помогает неплохо экономить самой корпорации – около 20 млрд руб. в год. За 8 лет за счет снижения первоначальных цен накопилось более 190 млрд руб.
Казалось бы, плавное развитие дает неплохой результат. Растет как доступность торгов, так и качество товаров и услуг. Однако ситуация в бизнесе изменилась. В портфеле корпорации все больше международных проектов, и объем закупок под них начинает превышать внутренний заказ. План на следующий год – 601,1 млрд руб. «34 блока только прямых законтрактованных заказов на строительство за рубежом. Это 12 стран плюс еще примерно такое же количество стран и энергоблоков в переговорах», – отметил Лихачев на встрече с поставщиками. И это не считая менее масштабные объекты, такие как центры ядерной науки, технологий и небольшие исследовательские реакторы.
Столь обширная корзина зарубежных проектов с весьма жесткими сроками требует более внимательно подходить к организации рабочего процесса. Финансы и другие ресурсы здесь задействованы немалые, а значит, и коммерческая ответственность высокая. День срыва сдачи объекта может стоить корпорации около 30 млн руб. А штрафные санкции против нерадивого поставщика, из-за которого срывается весь международный проект контрактов, погоды не сделают. Скорее всего у него просто не будет таких денег.
Именно поэтому своих поставщиков госкорпорация называет партнерами. И подчеркивает, что они, вместе с Росатомом, несут ответственность за имидж России и выполнение обязательств перед страной-заказчиком. Лихачев напомнил: «Любая страна, создающая отрасль заново, выбирает себе партнера на десятилетия. Поэтому оценивают не только нас, не только систему управления, не только систему менеджмента качества корпорации «Росатом», но и наших основных поставщиков».
В условиях обострения конкуренции доверие к исполнителю важно, как никогда. Ведь, несмотря на то что Росатом единственный в мире обладает компетенциями в полном ядерном цикле – от разведки и добычи урана до вывода АЭС из эксплуатации, по отдельным сегментам конкурентов становится все больше.
Чтобы ответить на эти вызовы, госкорпорация идет по пути создания более требовательной регуляторной среды системы закупок. Одна из дополнительных процедур, которая поможет избежать срывов по срокам и качеству, – предварительный выездной аудит поставщиков. Подтверждения возможностей по реализации контракта лишь на бумаге недостаточно. Ведь требования к возводимым объектам с точки зрения сроков, качества, безопасности, применения новых технологий и даже цифровизации становятся все строже. А в результате проверок корпорация сможет сформировать в некотором роде отдельный кластер надежных поставщиков-партнеров. Другой важный шаг – максимальная типизация продукции и процедур, а также постоянное обсуждение и доработка ее параметров с поставщиками.
Да, Росатом взял курс на ужесточение контроля. Однако происходит это не в одностороннем порядке. Все изменения будут обсуждаться экспертными советами при активном участии всех заинтересованных сторон. Таким образом, дополнительные меры и процедуры получаются более сбалансированными. А те компании, что смогли пройти строгий отбор, получают выход на высокий международный уровень с перспективой долгосрочного сотрудничества.
Но начать решили, конечно же, с себя. В структуре Росатома около 400 предприятий, которые так или иначе участвуют в процедуре закупок. Чтобы действовать быстро и четко, как единый слаженный механизм, корпорация проводит структурные реформы. Пересматривается система коммуникаций, сокращается количество уровней управления, и главное – повышается качество и профессионализм участников закупок. Начиная со следующего года, закупочный дивизион меняет критерии оценки. Обращать внимание будут в первую очередь на бизнес-показатели, то есть качество и сроки проведения той или иной бизнес-операции, а также исполнение подразделениями Росатома контрактных обязательств. Успехов по тем же позициям корпорация ждет и от своих поставщиков, таким образом меняются приоритеты при отборе.
Одновременно компания ведет работу по совершенствованию законодательной базы совместно с госорганами. Сегодня при выполнении международных контрактов Росатом старается втиснуться в крайне узкие рамки, которые формируются столкновением требований стран-заказчиков с российскими нормами. Противоречия и несоответствия, возникающие в данном случае, нужно пытаться устранять. «Таким как Росатом главное не мешать. Даже, наверное, помогать не сильно нужно, главное, чтобы притыков не было в реализации, тем более международных контрактов», – прокомментировал проблему депутат Государственной думы и координатор проекта ОНФ «За честные закупки» Антон Гетта.
Обсуждается сейчас и регулирование внутренних закупок. Росатом годами выстраивал производственные процессы и советующие дивизионы, в результате значительная часть закупок проходит между его собственными предприятиями. Проведение закупочных процедур, которые прописаны в законе, в таких случаях серьезно тормозит осуществление проектов. Между тем внутренние закупки можно было бы значительно сократить, проводить быстрее и эффективнее, уверены в корпорации.
Совершенствование системы закупок – процесс непрерывный. Новые условия прямо или косвенно диктует сам рынком, а с ним нельзя не считаться. «Перед госкорпорацией «Росатом» стоят глобальные задачи, которые требуют постоянного развития существующей системы закупок и четкого понимания отраслевого настроения в России и за рубежом», – подчеркнул директор по закупкам, материально-техническому обеспечению и управлению качеством Роман Зимонас.