Трубы, изготовленные для «Северного потока – 2», могут в итоге и не пригодиться. Фото с сайта www.nord-stream2.com
Еврокомиссия (ЕК) готова стать монопольным регулятором и переговорщиком при строительстве российского газопровода «Северный поток – 2». Германия, которая прежде защищала этот проект, пока что хранит молчание из-за разногласий в новом правительстве. Между тем в Брюсселе призывают ускорить работу по блокировке газпромовского проекта. В частности, с таким призывом к лидерам стран ЕС обратился глава Европейского совета Дональд Туск.
Как сообщают польские СМИ, Туск обратился к лидерам стран Евросоюза с призывом ускорить работу по блокировке строительства «Северного потока – 2» (СП-2). При этом пока что еще не все лидеры государств получили письмо от Туска, поэтому его текст не публикуется, подчеркивают СМИ.
В документе отмечается, что страны ЕС должны как можно скорее заняться проектом изменений в газовой директиве, который несколько дней назад предложила Еврокомиссия, подчеркивает «Польское радио».
Отметим, основным лоббистом проекта строительства СП-2 ранее выступала Германия. Однако после того как в стране прошли выборы, перспективы поддержки газопровода выглядят туманно. И пока что новое правительство Германии явно снизило градус риторики в защиту СП-2. При этом европейские участники проекта ждут от Берлина внятных заявлений по газопроводу. В частности, об этом заявил глава австрийской энергетической компании OMV Райнер Зеле. «Новому правительству Германии следует занять более решительную позицию, защищая проект «Северный поток – 2» и его реализацию. «Северный поток – 2» означает безопасность поставок для Европы, для Германии и Австрии», – подчеркнул Зеле.
В Берлине же единого мнения относительно перспектив газпромовского проекта, похоже, уже нет. По крайней мере именно такое ощущение прослеживается в публикациях западных СМИ. Так, британская Financial Times прямо указывает, что немецкая поддержка проекта ослабевает. СМИ связывает такие изменения с новым правительством ФРГ, которое занимает более жесткую позицию к российскому газопроводу. «Поддержка начала сокращаться из-за того, что Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которая ранее была миноритарным партнером ХДС/ХСС (Христианско-демократический союз Германии и Христианско-социальный союз. – «НГ») канцлера Ангелы Меркель в консервативном правительстве, перешла в оппозицию после последних выборов в Бундестаг», – объясняет издание.
«СДПГ была главным адвокатом «Северного потока – 2», и их больше нет», – приводит FT слова председателя комитета по иностранным делам Бундестага Норберта Рюттгена. «Очевидно, что новое правительство будет значительно более критичным к проекту, чем предыдущее», – добавляет он.
«СДПГ стала абсолютным слугой «Северного потока – 2», – продолжает немецкий депутат от «Зеленых» Ренхард Бютикофер, подчеркивая, что его партия будет «бороться за отторжение» проекта на коалиционных переговорах. «До сих пор еще не ясно, как отнесется к этому проекту «коалиция Ямайка» (союз «Зеленых», ХДС/ХСС и Свободной демократической партии Германии (СвДП). – «НГ»). Зеленые выступают против трубопровода. В ХДС/ХСС и в СвДП имеются как сторонники, так и критики», – пишет немецкая Handelsblatt, напоминая, что прежнее правительство ФРГ поддерживало строительство газопровода, рассматривая его как проект частного бизнеса.
Дискуссии вокруг проекта СП-2 вновь обострились после недавнего заявления Еврокомиссии (ЕК) о необходимости внести поправки в Третий энергетический пакет. Об этом, в частности, на прошлой неделе говорил вице-президент ЕК по энергетическому союзу Марош Шефчович. Предложение ЕК касается изменений директивы ЕС по газу. Главное новшество – изменить определение термина «интерконнектор». Если в действующем документе под этим термином понимаются только трубопроводы, которые соединяют газотранспортные системы государств-членов ЕС, то в новой трактовке под «интерконнектором» будут пониматься в том числе и «трубопровод, который пересекает или объединяет границы между государствами-членами или между государствами-членами и третьими странами до границы юрисдикции Союза». Таким образом, под нормы Третьего энергопакета будут попадать и такие газпромовские проекты, как СП-2 и «Турецкий поток», которые лишь имеют точку входа, но не пролегают по территории ЕС.
И если это решение будет утверждено, Еврокомиссия фактически станет единственным переговорщиком по проекту СП-2. Скорейшее же принятие поправок в ЕК связывают с «правовым вакуумом» вокруг газопровода. «Северный поток – 2» не может реализоваться в правовом вакууме или только в соответствии с законодательством третьей страны. Если он будет построен, этот трубопровод нуждается в правовых рамках, которые бы учитывали ключевые принципы правил энергетического рынка ЕС», – следует из пояснительных материалов ЕК. «Мы хотим, чтобы столь важный проект, как этот газопровод, не существовал в юридической пустоте или не существовал только на основе российского права», – подчеркивал Шефчович.
Напомним, газопровод «Северный поток – 2» планируется проложить по дну Балтийского моря напрямик с российского берега до Германии. Москва и Берлин пытаются представить проект исключительно экономическим, которому нужно только согласование со странами, рядом с которыми проходит труба. Среди сторонников проекта до сих пор были также такие великаны Евросоюза, как Франция, Австрия и Нидерланды, энергетические компании которых участвуют в нем. Вместе с тем возглавляемая Польшей коалиция Балтийских стран настаивает на политической составляющей проекта, который якобы угрожает энергетической независимости ЕС и, кроме того, лишит Украину дохода от транзита российского газа в Европу. Сама Незалежная также активно выступает против проекта. По оценкам, отказ от транзита российского газа через Украину лишит страну доходов в размере 3% ВВП. Заметим, доходов лишится не одна лишь Украина. Так, доходы Словакии от транзита голубого топлива оцениваются в 700–800 млн евро.
При этом еще с начала года ЕК пыталась получить мандат от стран – членов ЕС на переговоры с Россией об условиях эксплуатации «СП-2», но ей это не удалось: Германия достаточно недвусмысленно давала понять, что ЕС не должен вмешиваться в строительство газопровода. Однако новый статус газопровода вполне может изменить расстановку сил.
Ситуация осложняется и позицией Дании. В настоящее время парламент страны рассматривает закон, согласно которому при предоставлении разрешений на строительство объектов энергетической инфраструктуры на территории страны и в ее территориальных водах правительство сможет учитывать соображения внешней политики и безопасности. Как ожидается, если закон будет принят – это осложнит строительство газопровода «Северный поток – 2». «Нам, возможно, придется пересмотреть маршрут газопровода, что будет стоить дороже и, вероятно, приведет к задержке строительства», – полагает финансовый директор компании – оператора проекта Nord Stream 2 Пол Конкоран.
По мнению российской стороны, планы ЕК распространить нормы Третьего энергопакета и на те газопроводы, которые не проходят по территории ЕС, выглядят необоснованно. «Северный поток – 2» – это подводный газопровод, проходящий в нейтральных водах. У ЕС нет собственного морского пространства, а ЕК является регулятором только на территории ЕС и не имеет никаких экстерриториальных прав. То есть зона, по которой пройдет газопровод, находится вне ее компетенции», – напоминал постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов. «Они фактически хотят нормы своего Третьего энергопакета распространить на морскую часть газопровода, что полностью противоречит международному морскому праву. Балтийское море на экономические зоны не поделено», – заявлял он в интервью ТАСС (см. «НГ» от 08.11.17).
Если предложение ЕК все же вступит в силу, это не позволит «Газпрому» вовремя окупить инвестиции, полагают эксперты «НГ». «Но скорее всего полное подчинение правилам Третьего проекта СП-2 не грозит. И даже если нормы будут приняты, это не будет означать окончательный крест на судьбе проекта. Европейские компании уже вложили достаточно много средств в этот проект, чтобы теперь отказаться от него», – говорит управляющий партнер Heads Consulting Александр Базыкин. По мнению эксперта, куда большую опасность для СП-2 представляют санкции США. Отметим, в конце прошлой недели участники СП-2 получили разъяснения по санкциям США от департамента Минфина США по контролю за иностранными активами. Ранее подписанный президентом Дональдом Трампом закон предполагает наложение санкций на лиц, вкладывающих больше определенной суммы в строительство российских трубопроводов. Помимо этого, в законе также отдельно прописано, что США и в дальнейшем будет противодействовать проекту «Северный поток – 2».