0
10550
Газета Экономика Интернет-версия

10.11.2017 00:01:00

Россия продает чехам чешские авто

Тэги: экспорт, продажа, легковые автомобили, инормарки


экспорт, продажа, легковые автомобили, инормарки Производство легковых автомобилей в России увеличилось в сентябре 2017 года почти на 22%. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Восемь месяцев подряд в России наблюдается рост продаж легковушек, страна наращивает и их экспорт. Особенно растет спрос в дальнем зарубежье. Причем речь не только о популярных «Ладах», сражающих конкурентов ценой и невысоким уровнем технологий. Лидером продаж стал чешский бренд «Шкода», кроссовер которого – «Йети» – активно продается в Чехию.

Ассоциация европейского бизнеса сообщила вчера о росте продаж легковых автомобилей в России по итогам десяти месяцев 2017 года на 11,3% – до 1,277 млн штук. Внутренний сбыт растет уже восьмой месяц подряд, но этого все равно недостаточно, чтобы загрузить мощности всех заводов, созданных в стране до кризиса. Минпромторг сообщает, что в результате реализации программы промышленной сборки было создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн автомобилей в год, но если в 2012–2013 годах средний уровень загрузки автосборочных предприятий составлял 65%, то в 2015–2016 годах – только 35% (падение с 3,1 до 1,5 млн штук). Принятая недавно Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности исходит из того, что даже при самых благоприятных прогнозах объем незадействованных мощностей в автопроме составит 47% в 2017 году и 19% – в 2025 году.

Предприятия пытаются решить проблему, увеличивая экспорт. По данным Федеральной таможенной службы, опубликованным в четверг, экспорт легковых автомобилей из России в январе–сентябре 2017 года вырос на 30,3% и составил 63,6 тыс. штук. Произошел рост и в денежном выражении: на 31,43%, до 1,017 млрд долл. С грузовиками, кстати, дело гораздо хуже: на экспорт продано 9,1 тыс. штук на 188 млн долл.

Интересно, что легковушек продают сейчас примерно поровну в дальнее зарубежье и в страны СНГ, но динамика продаж абсолютно разная. Ближние соседи купили машин только на 7,2% больше, чем в январе–сентябре 2016-го (35,6 тыс.), а «дальним» покупателям пришлись по вкусу 28 тыс. авто со знаком «Made in Russia», это рост в 1,8 раза. Почти сравнялась и стоимость купленных машин: жители СНГ заплатили 494,9 млн долл., а дальнезарубежные – 521,6 млн. Еще в 2013 году экспорт авто в страны дальнего зарубежья составлял всего 0,2 млрд долл., а в 2016-м достиг 0,7 млрд.

По данным агентства «Автостат», в которые не входят машины, отправленные в страны Таможенного союза, примерно половина российского «дальнего» экспорта пришлась на Чехию, куда из России экспортировано около 15 тыс. изначально чешских автомобилей «Шкода Йети». На втором месте Украина, купившая 3 тыс. авто, а на третьем –  Латвия (2,5 тыс. штук). Российские машины покупают также в Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии и Ливане – в каждую из этих стран из РФ было продано более 1 тыс. легковушек.

Некоторые зарубежные бренды, работающие в РФ, зарабатывают на продаже не только готовых авто, но и комплектующих. Renault, например, продает около 200 названий автокомпонентов по всему миру. Одним из крупнейших экспортных проектов стали поставки в Алжир, куда в этом году направят 18 тыс. сваренных и окрашенных кузовов.

Россия по итогам 2017 года ожидает экспорт автомобилей и автокомпонентов за рубеж на сумму около 3 млрд долл., заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом базовый сценарий Стратегии развития экспорта предусматривает, что при росте внутреннего спроса до 2,5 млн автомобилей к 2025 году для достижения 70% загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250–300 тыс. автомобилей общей стоимостью 4,4 млрд долл.

Пока Россия тратит на покупку иностранных авто почти в пять раз больше, чем получает от продажи на экспорт своей четырехколесной продукции. В январе–сентябре импорт легковушек составил 183,4 тыс. штук, а в денежном выражении он вырос на 7,2%, до 4,7 млрд долл.

 Опрошенные «НГ» эксперты сомневаются, что Россия сможет когда-нибудь стать нетто-экспортером легковых автомобилей.

«Текущая ситуация способствует большей локализации производства необходимых компонентов. Это поможет снизить их себестоимость и удержать цены продаж на приемлемом для внутреннего рынка уровне. Однако до положения нетто-экспортера, особенно с учетом компонентов и комплектующих, все-таки очень далеко», – сказал «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.

«Поворот в сторону экспорта происходит под влиянием изменения экономической ситуации. С одной стороны, экономический кризис обрушил внутренний рынок в два раза за 4 года. С другой – девальвация национальной валюты РФ создает окно возможностей для переноса и расширения производства на территорию нашей страны, в том числе производства, предназначенного на экспорт, – дешевая квалифицированная рабочая сила, сырье и ресурсы делают такой перенос экономически оправданным», – говорит Калачев.

«В последнее время действительно наблюдается усиление роли России как экспортера легковых автомобилей. Это выгодно российским заводам, так как для них это решение проблемы простаивающих мощностей, – сказал «НГ» основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.

«Развитие экспорта легковых автомобилей требует серьезной поддержки со стороны государства. Однако досрочно завершены даже программы господдержки на внутреннем рынке, хотя они и приносят больше прибыли в виде налоговых сборов. При таком раскладе нельзя быть уверенными в поддержке экспорта, без которой прогнозам Минпромторга не суждено сбыться», – считает зампред правления компании «Автоспеццентр» Александр Зиновьев.

По мнению эксперта, от развития экспорта первым делом выигрывает АвтоВАЗ, автомобили которого востребованы за рубежом в основном из-за их цен, так как технологические разработки уступают зарубежным конкурентам.

«Основным препятствием для экспорта иномарок, собираемых в РФ, является отсутствие у РФ развитой системы торговых соглашений с крупными мировыми рынками и выстроенных каналов сбыта, что приводит к высокой себестоимости логистики и удорожанию автомобилей на 15–30%, в связи с чем экспорт теряет свой бюджетный смысл. Крепкий рубль играет не на пользу экспортерам», – сказал «НГ» Зиновьев.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1620
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3549
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2614
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2124

Другие новости