Производство легковых автомобилей в России увеличилось в сентябре 2017 года почти на 22%. Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Восемь месяцев подряд в России наблюдается рост продаж легковушек, страна наращивает и их экспорт. Особенно растет спрос в дальнем зарубежье. Причем речь не только о популярных «Ладах», сражающих конкурентов ценой и невысоким уровнем технологий. Лидером продаж стал чешский бренд «Шкода», кроссовер которого – «Йети» – активно продается в Чехию.
Ассоциация европейского бизнеса сообщила вчера о росте продаж легковых автомобилей в России по итогам десяти месяцев 2017 года на 11,3% – до 1,277 млн штук. Внутренний сбыт растет уже восьмой месяц подряд, но этого все равно недостаточно, чтобы загрузить мощности всех заводов, созданных в стране до кризиса. Минпромторг сообщает, что в результате реализации программы промышленной сборки было создано 21 производство автомобилей с потенциальным объемом выпуска около 3,7 млн автомобилей в год, но если в 2012–2013 годах средний уровень загрузки автосборочных предприятий составлял 65%, то в 2015–2016 годах – только 35% (падение с 3,1 до 1,5 млн штук). Принятая недавно Стратегия развития экспорта продукции автомобильной промышленности исходит из того, что даже при самых благоприятных прогнозах объем незадействованных мощностей в автопроме составит 47% в 2017 году и 19% – в 2025 году.
Предприятия пытаются решить проблему, увеличивая экспорт. По данным Федеральной таможенной службы, опубликованным в четверг, экспорт легковых автомобилей из России в январе–сентябре 2017 года вырос на 30,3% и составил 63,6 тыс. штук. Произошел рост и в денежном выражении: на 31,43%, до 1,017 млрд долл. С грузовиками, кстати, дело гораздо хуже: на экспорт продано 9,1 тыс. штук на 188 млн долл.
Интересно, что легковушек продают сейчас примерно поровну в дальнее зарубежье и в страны СНГ, но динамика продаж абсолютно разная. Ближние соседи купили машин только на 7,2% больше, чем в январе–сентябре 2016-го (35,6 тыс.), а «дальним» покупателям пришлись по вкусу 28 тыс. авто со знаком «Made in Russia», это рост в 1,8 раза. Почти сравнялась и стоимость купленных машин: жители СНГ заплатили 494,9 млн долл., а дальнезарубежные – 521,6 млн. Еще в 2013 году экспорт авто в страны дальнего зарубежья составлял всего 0,2 млрд долл., а в 2016-м достиг 0,7 млрд.
По данным агентства «Автостат», в которые не входят машины, отправленные в страны Таможенного союза, примерно половина российского «дальнего» экспорта пришлась на Чехию, куда из России экспортировано около 15 тыс. изначально чешских автомобилей «Шкода Йети». На втором месте Украина, купившая 3 тыс. авто, а на третьем – Латвия (2,5 тыс. штук). Российские машины покупают также в Объединенных Арабских Эмиратах, Венгрии и Ливане – в каждую из этих стран из РФ было продано более 1 тыс. легковушек.
Некоторые зарубежные бренды, работающие в РФ, зарабатывают на продаже не только готовых авто, но и комплектующих. Renault, например, продает около 200 названий автокомпонентов по всему миру. Одним из крупнейших экспортных проектов стали поставки в Алжир, куда в этом году направят 18 тыс. сваренных и окрашенных кузовов.
Россия по итогам 2017 года ожидает экспорт автомобилей и автокомпонентов за рубеж на сумму около 3 млрд долл., заявил глава Минпромторга Денис Мантуров. При этом базовый сценарий Стратегии развития экспорта предусматривает, что при росте внутреннего спроса до 2,5 млн автомобилей к 2025 году для достижения 70% загрузки мощностей необходимо экспортировать не менее 250–300 тыс. автомобилей общей стоимостью 4,4 млрд долл.
Пока Россия тратит на покупку иностранных авто почти в пять раз больше, чем получает от продажи на экспорт своей четырехколесной продукции. В январе–сентябре импорт легковушек составил 183,4 тыс. штук, а в денежном выражении он вырос на 7,2%, до 4,7 млрд долл.
Опрошенные «НГ» эксперты сомневаются, что Россия сможет когда-нибудь стать нетто-экспортером легковых автомобилей.
«Текущая ситуация способствует большей локализации производства необходимых компонентов. Это поможет снизить их себестоимость и удержать цены продаж на приемлемом для внутреннего рынка уровне. Однако до положения нетто-экспортера, особенно с учетом компонентов и комплектующих, все-таки очень далеко», – сказал «НГ» эксперт-аналитик компании «Финам» Алексей Калачев.
«Поворот в сторону экспорта происходит под влиянием изменения экономической ситуации. С одной стороны, экономический кризис обрушил внутренний рынок в два раза за 4 года. С другой – девальвация национальной валюты РФ создает окно возможностей для переноса и расширения производства на территорию нашей страны, в том числе производства, предназначенного на экспорт, – дешевая квалифицированная рабочая сила, сырье и ресурсы делают такой перенос экономически оправданным», – говорит Калачев.
«В последнее время действительно наблюдается усиление роли России как экспортера легковых автомобилей. Это выгодно российским заводам, так как для них это решение проблемы простаивающих мощностей, – сказал «НГ» основатель маркетинговой группы «Алехин и партнеры» Роман Алехин.
«Развитие экспорта легковых автомобилей требует серьезной поддержки со стороны государства. Однако досрочно завершены даже программы господдержки на внутреннем рынке, хотя они и приносят больше прибыли в виде налоговых сборов. При таком раскладе нельзя быть уверенными в поддержке экспорта, без которой прогнозам Минпромторга не суждено сбыться», – считает зампред правления компании «Автоспеццентр» Александр Зиновьев.
По мнению эксперта, от развития экспорта первым делом выигрывает АвтоВАЗ, автомобили которого востребованы за рубежом в основном из-за их цен, так как технологические разработки уступают зарубежным конкурентам.
«Основным препятствием для экспорта иномарок, собираемых в РФ, является отсутствие у РФ развитой системы торговых соглашений с крупными мировыми рынками и выстроенных каналов сбыта, что приводит к высокой себестоимости логистики и удорожанию автомобилей на 15–30%, в связи с чем экспорт теряет свой бюджетный смысл. Крепкий рубль играет не на пользу экспортерам», – сказал «НГ» Зиновьев.