0
4510
Газета Экономика Интернет-версия

09.11.2017 00:01:00

Интернет-ретейлеры меняют требования к логистике

Тэги: интернет, торговля, бизнес, экспорт, электронная коммерция, логистика, георгий аликошвили, pony express


интернет, торговля, бизнес, экспорт, электронная коммерция, логистика, георгий аликошвили, pony express Фото Gettyimages

40% россиян сегодня покупают в Интернете. Список того, что пользуется спросом онлайн, практически бесконечен: от часов и туфель до диванов и автозапчастей. Рост рынка электронной коммерции опережает, пожалуй, темпы развития любой другой отрасли в стране. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), в 2017 году российский рынок онлайн-шопинга вырастет на 25% и впервые в истории перешагнет порог в 1 трлн руб. Но за развитием e-commerce стоит и активный рост отрасли-спутника – логистики. И в рейтинге Всемирного банка Logistics Performance Index за 2016 год наша страна оказалась на 99-м месте, между Коморскими островами и Нигером. Как при таком уровне логистики обеспечивается рост интернет-торговли? Каковы предпочтения россиян в интернет-покупках и способах их получения? Есть ли возможность развития экспорта из российских интернет-магазинов за рубеж? Об этом корреспонденту «НГ» Владимиру ПОЛКАНОВУ рассказал генеральный директор крупнейшего в стране универсального логистического оператора Группы компаний PONY EXPRESS  Георгий АЛИКОШВИЛИ.


Георгий Отариевич, вы считаете справедливым 99-е место России в рейтинге развития логистики Всемирного банка?

– Строить логистику в России сложно. На то есть объективные причины. Территория и климат, недоработки законодательной базы, таможенные процедуры, зачастую еще в «наколеночном» формате, недостаточное количество инвестиций в развитие инфраструктуры. Две главные российские беды наша отрасль ощущает на себе постоянно. Тем не менее мы развиваемся, хотя темпы развития могли бы быть и лучше, ведь логистика – зеркало экономики в целом. А нашу экономику лихорадит, и быстрого ее выздоровления прогнозировать я не берусь. Как не берусь судить, справедливо 99-е место или правильнее было бы, к примеру, 86-е. Проблемы очевидны, и их необходимо решать, независимо от позиций в рейтингах.

Основной драйвер развития логистики – интернет-торговля? Как развитие e-commerce влияет на логистический рынок России?

– В этом году компании PONY EXPRESS исполнилось 25 лет. Мы не только видели, как развивается интернет-торговля в стране, но и принимали непосредственное участие в формировании этого рынка с точки зрения логистики. Все начиналось с доставки небольших партий товаров из интернет-магазинов США и Европы. Предприниматели в конце 90-х с успехом перепродавали этот товар в Москве. Теперь, конечно, рынок существенно повзрослел. Причиной тому и очень быстрое проникновение Интернета. Сегодня Россия является рынком № 1 в Европе по количеству пользователей Сети. 84 миллиона человек в России старше 16 лет используют Интернет. Это гигантский рынок. И он постоянно растет. В последние несколько лет – двузначными темпами. В сегодняшней российской экономической реальности интернет-торговля является одной из немногих отраслей, способных демонстрировать такую динамику роста. Поэтому для логистических компаний e-com сегодня – основная точка роста. На примере бизнеса PONY EXPRESS могу сказать, что доля интернет-магазинов в клиентском портфеле компании с 2015 года увеличилась вдвое и продолжает расти.

Как вы считаете, почему платежеспособный спрос уходит в Интернет? Как долго продлится рост в отрасли электронной торговли?

– Здесь есть несколько предпосылок. Во-первых, российский потребитель стал более чувствителен к цене. Если раньше покупать там, где подороже, считалось особым шиком и признаком достатка, то теперь даже состоятельные люди приучились экономить. Идут в бутик, примеряют одежду или обувь нужного бренда, определяются с моделью, размером, а потом заказывают в интернет-магазине на 30–40% дешевле.

Во-вторых, в режиме постоянного цейтнота люди все больше дорожат временем. Вместо того чтобы ходить в супермаркет, заказывают продуктовый набор через Интернет.

В-третьих, в России немало городов, где люди не охвачены качественными ретейловыми услугами. У них нет доступа к товарам, к которым мы привыкли в Москве. По адекватной цене где-нибудь в Новом Уренгое купить нужный товар – большая проблема. А интернет-магазин – это реальный выход из положения. Сейчас все больше товаров и услуг, ранее доступных только офлайн, выходит в Сеть. Все больше людей видят очевидную выгоду от приобретений в Сети.

Конечно, это не отменяет торговли в офлайне. Всегда будут желающие прийти в магазин. Для многих шопинг – это развлечение и времяпровождение. Как телевизор никогда не заменит театр и книги, так и Интернет никогда не вытеснит магазины. Но я считаю, в ближайшие пять–семь лет интернет-торговля будет расти.

В каких интернет-магазинах, отечественных или зарубежных, россияне больше покупают? На какие интернет-магазины делает ставку российская логистика? Кто ваши ключевые партнеры?

– По данным АКИТ, в 2016 году 67% от всех интернет-покупок россияне совершили в отечественных интернет-магазинах, а 33% – в зарубежных. По прогнозу на текущий год, соотношение будет уже 63% к 37%. То есть доля иностранного онлайн-ретейла стабильно увеличивается. Причем 90% всех трансграничных интернет-покупок россияне совершают в Китае. PONY EXPRESS одинаково активно сотрудничает как с отечественными интернет-ретейлерами, так и с крупнейшими игроками международного рынка. Если говорить о нашей корпоративной статистике, то объем перевозок отправлений российских компаний сегмента e-commerce у PONY EXPRESS в первом полугодии 2017 года на 44% превысил показатели первого полугодия 2016 года. А вот трансграничных отправлений стало больше в 3 раза. Связан такой рост с тем, что все больший процент доставок наши партнеры доверяют не государственному почтовому оператору, а компаниям экспресс-доставки. Поскольку требования к логистике меняются и у интернет-ретейлеров, и у конечных потребителей.

Как сегодня меняются требования к логистике у интернет-магазинов?

– На нашем рынке сегодня весьма высокая конкуренция. И интернет-ретейлеры постоянно пополняют список требований заказчиков к своим логистическим провайдерам.

Если раньше было достаточно просто доставки со склада интернет-магазина до покупателя, теперь для отношений между e-commerce и логистами актуален тренд на полный комплекс логистических услуг. Так называемый фулфилмент. Это очень востребованная у нас, в PONY EXPRESS, услуга. Суть ее в том, что логистический оператор должен уметь забрать товар у поставщика, хранить его на складе, комплектовать заказы, обеспечивать доставку, частичный выкуп, консультирование клиента по характеристикам товара, возврат, перечисление денег продавцу. Появляется все больше новых для нашей индустрии нюансов.

Главный – необходимость быстрой и качественной IT-интеграции системы интернет-магазина и логистического провайдера. В режиме онлайн в системе должны отображаться статусы, позволяющие в любой момент понимать, где находится товар, в каком количестве, какого качества. В системе отображается и частичный выкуп и даже причины отказа клиента от той или иной покупки. Качественная IT-составляющая сегодня важнейшее конкурентное преимущество в борьбе за e-commerce-контракт.

А меняются ли требования к интернет-магазинам у покупателей? На ваш взгляд, за какими интернет-площадками будущее: крупными агрегаторами или небольшими интернет-магазинами, предлагающими узкоспециальный ассортимент?

– Меняются, опять-таки в связи с усилением конкуренции. У интернет-ретейлеров она даже выше, чем у нас, логистов. Если говорить о логистической составляющей e-commerce, основной тренд – вариативность способов доставки. Именно это необходимо покупателю. Не каждый готов ждать курьера, даже в течение часа. Не каждый хочет встречаться с курьером, приглашать его домой или в офис. Поэтому наряду с курьерской доставкой двузначный рост демонстрирует доставка в пункты выдачи заказов и постаматы.

Что касается формата интернет-магазина будущего, тут, думаю, все очевидно уже в настоящем. Мы видим, что рынок интернет-магазинов взрослеет. А основная особенность «взрослого» рынка – это стремление к консолидации. Понятно, что всегда будет спрос на эксклюзивные вещи в небольших специализированных магазинах (в том числе в Интернете). Но если говорить о товарах массового потребления, тут приоритет останется за marketplace-гигантами с огромным выбором в рамках одного ресурса.

Может ли логистика помочь российскому интернет-бизнесу в организации экспорта товаров? Есть ли спрос на такие услуги?

– Не только может, но уже оказывает такую помощь. Российские интернет-магазины, причем самого разного масштаба, сегодня понимают: чтобы выигрывать в конкурентной борьбе, сегодня недостаточно расширять ассортимент и грамотно строить маркетинг. Необходимо выходить на новые рынки, расширять географию продаж. Причем не только внутри страны, но и за ее пределами. Самыми близкими нам по логике потребления сегодня являются страны так называемого постсоветского пространства. Более того, в отличие от России в большинстве из них сегмент e-commerce еще не так развит. Конкуренция ниже при стабильно высоком спросе. Но необходим качественный сервис доставки, и сегодня мы не просто можем его предоставить, но и предоставляем. PONY EXPRESS активно расширяет свое географическое присутствие как в странах Таможенного союза, так и в тех, кто в союз не входит. Для удобства наших клиентов мы работаем в Украине, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Молдавии, Азербайджане, Армении, Грузии, Узбекистане. Мы вышли и на рынок Европейского союза: открыли представительство в Латвии.

Уже есть реальные кейсы, когда с помощью логистических услуг PONY EXPRESS наши партнеры расширяли географию продаж и повышали прибыль. Причем это как крупные интернет-ретейлеры, так и небольшие магазины. К примеру, мы стали партнерами компании KupiVip в Казахстане и обеспечили не только доставку товаров по всей территории этой страны, но и организовали выдачу товаров в наших казахстанских экспресс-центрах с возможностью примерки, организовали консультирование через контакт-центр PONY EXPRESS, обеспечили быструю и качественную логистику возвратов. В результате нам и нашим партнерам удалось добиться показателей выкупа на уровне 95%, что является максимальным показателем в индустрии.

Или пример сотрудничества с небольшим интернет-магазином косметики из Твери. Компания наладила продажи в Азербайджан. Эта страна в Таможенный союз не входит. Но поскольку у нас есть там представительство, PONY EXPRESS обеспечивает партнеру не только доставку и складское хранение, но и сервис таможенного оформления товара. Так что экспорт есть, наши клиенты развивают продажи за рубеж, а PONY EXPRESS помогает им в качестве универсального логистического оператора.

Всем ли интернет-магазинам нужен логистический партнер или есть те, кому выгоднее организовать собственную логистику?

– Электронная торговля в России начинала свое развитие в другой экономической реальности. Тогда мало кто задумывался о переводе постоянных издержек в переменные. Бурный рост давал возможность интернет-магазинам содержать собственный автопарк и постоянный штат курьеров. Теперь ситуация изменилась. И мы наблюдаем, как все больше не только небольших интернет-магазинов, но и крупных онлайн-ретейлеров отказываются от собственной логистики в пользу профессионального аутсорсинга. По оценкам наших клиентов, это помогает сэкономить до 30% затрат на логистику.

Какие еще перспективные направления сегодня вы видите на рынке e-commerce?

– Я вижу перспективу в развитии C2C-направления в e-commerce. Частные лица с помощью соцсетей и специализированных сайтов организуют небольшой, но стабильный бизнес. По данным Data Insight, в 2017 году между частными лицами в Сети будет заключено порядка 90 миллионов сделок на общую сумму 295 миллиардов рублей. В онлайн-торговлю между частными лицами вовлечены 8 миллионов продавцов и 10 миллионов покупателей. Цифра внушительная! И всем им требуется качественная логистика. Мы видим потенциал и уже имеем для этого рынка продуктовые решения.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Накал страстей по Центробанку пытаются снизить

Анастасия Башкатова

Природа инфляции и ее восприимчивость к ключевой ставке вызывают ожесточенные споры

0
624
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
448
Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Всплеск потребления ослабил торможение экономики России

Михаил Сергеев

Правительство обещает следить за эффективностью госрасходов

0
504
В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

В парламенте крепнет системный консенсус вокруг президента

Иван Родин

Володин напомнил депутатам о негативной роли их предшественников в 1917 и 1991 годах

0
575

Другие новости