0
11987
Газета Экономика Интернет-версия

02.11.2017 00:01:00

Эльвира Набиуллина хочет воздействовать на восприятие граждан

Тэги: экономика, инфляция, цб, набиуллина, опрос, фом, цены, продукты


Глава ЦБ Эльвира Набиуллина надеется, что россияне поверят в низкую инфляцию. 	Фото РИА Новости
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина надеется, что россияне поверят в низкую инфляцию. Фото РИА Новости

Центробанк (ЦБ) – по крайней мере в статистических отчетах – добился рекордно низкой инфляции. Однако население как будто этого не замечает. Доля граждан, жалующихся на чрезмерный рост цен, сокращается, но не исчезает полностью. По данным фонда «Общественное мнение» (ФОМ), сейчас каждый четвертый указывает на значительный рост цен, а инфляционные ожидания граждан в разы превышают целевой ориентир регулятора. В ЦБ считают, что люди не привыкли к низкой инфляции, не могут в нее поверить и поэтому по инерции говорят о растущих ценах. Чтобы доказать улучшения, ЦБ рассказал общественности о ценах на такие «часто покупаемые товары», как чай, кофе, сахар, а также овощи и фрукты.

Регулятор обеспокоен неверием россиян в низкую инфляцию. С одной стороны, все меньше граждан жалуются на значительный рост цен. Это следует из тех опросов населения, которые по заказу ЦБ проводят специалисты ФОМа. Если, например, в октябре 2015-го 43% из 2 тыс. опрошенных сообщали, что цены на продукты питания, непродовольственные товары и услуги за прошедший месяц «выросли очень сильно», то в октябре 2017-го так говорили уже 24%.

С другой стороны, опросы ФОМа показывают, что наблюдаемая гражданами инфляция оказывается выше той, которую показывает статистика. В сентябре годовая инфляция составила, по данным Росстата, уже 3%. ФОМ приводит другие данные: и в сентябре, и в октябре наблюдаемая гражданами инфляция составляла 11,2%. Уточним: социологи приводят медианное значение, полученное в ходе опросов.

Медиана отражает такой порог инфляции, при котором ровно половина всех респондентов называет большее значение, говоря о росте цен, а вторая половина, наоборот, считает, что инфляция была меньше, чем это значение. Из чего следует, что сейчас даже более чем половина опрошенных до сих пор фиксирует двузначную инфляцию.

Кстати, в начале этой недели специалисты Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) тоже указали на сокращение почти в два раза доли граждан, называющих наблюдаемый за последние один-два месяца рост цен очень высоким. Если в 2015-м об очень высокой инфляции говорили 66% из 1600 опрошенных, то в сентябре 2017-го – 38%.

Однако акценты расставляются специалистами НАФИ и ЦБ по-разному. НАФИ указывает, что «россияне заметили снижение темпов роста инфляции» (см. «НГ» от 31.10.17). А ЦБ, ссылаясь на опросы ФОМа, обращает внимание, что оценки россиян пока остаются выше данных Росстата. При этом инфляционные ожидания граждан на ближайший год хоть и находятся около минимума, все равно в разы выше тех ориентиров, которые прописаны и в целях Центробанка, и в проекте федерального бюджета на новую трехлетку. По опросам ФОМа, медианное значение ожидаемой гражданами инфляции на ближайшие 12 месяцев составило в октябре 9,9%.

«Люди пока не готовы поверить, что инфляция действительно замедлилась до столь низкого уровня – 3% в сентябре», – поясняется в материалах ЦБ. Поэтому Центробанк пытается убедить граждан, что им надо пересмотреть свои взгляды.

«Инфляция достигла цели 4%, но на самом деле мы находимся только в начале пути по обеспечению ценовой стабильности, – поясняла ранее глава ЦБ Эльвира Набиуллина. – Нам еще предстоит закрепить инфляцию вблизи цели, снизить и заякорить инфляционные ожидания, укрепить доверие к политике Центрального банка. В этих условиях мы будем придавать большее значение проинфляционным рискам, чем факторам противоположного действия».

Видимо, чтобы заякорить ожидания, Банк России выкладывает на официальном сайте в том числе короткие видеоролики, в которых в доступной форме сотрудники ЦБ рассказывают, что такое инфляция и как на нее надо реагировать.

«Понятно, что обычному человеку сложно оценить, как изменяется инфляция в целом, потому что для этого недостаточно посчитать темпы роста цен на несколько товаров. Инфляция показывает, как меняется стоимость потребительской корзины в целом, а в нее входят десятки товаров и услуг. И некоторые из них мы покупаем каждый день, а некоторые достаточно редко», – поясняет в видеоролике руководитель экспертной группы департамента денежно-кредитной политики ЦБ Зоя Кузьмина.

«Банк России упростил задачу. Мы задали дополнительный вопрос: как за год изменились цены на несколько товаров, которые каждый из нас покупает часто?» – сообщила Кузьмина. Как выясняется, такими товарами оказались не только овощи и фрукты, некоторые из которых действительно можно покупать каждую неделю, но и чай, кофе, сахар, которые можно покупать как раз реже – в зависимости от размера упаковок и от пристрастий в конкретных семьях.

«Результат получился достаточно неожиданным, – продолжает Кузьмина. – В действительности цены на сахар за год снизились почти на 20%. Фрукты и овощи тоже подешевели (на 2,4%). Цены на чай и кофе несколько выросли – примерно на 2%. А вот опрошенные сказали, что выросли цены на все эти товары. Этот результат подтверждает, что всем нам понадобится немного больше времени на то, чтобы привыкнуть к низкой инфляции».

Глядя на некоторые ценники, посетители магазинов сомневаются в успешной борьбе властей с инфляцией.	Фото Reuters
Глядя на некоторые ценники, посетители магазинов сомневаются в успешной борьбе властей с инфляцией. Фото Reuters

Хотя, возможно, если бы россиян спросили о стоимости некоторых других продуктов, тогда оценки граждан полностью отразили бы динамику цен. Масло сливочное – тоже важный товар. Цены на него с сентября 2016-го по сентябрь 2017-го выросли на 21%. В целом молоко и молочная продукция подорожали за указанный период более чем на 8%.

В пресс-службе ЦБ вчера пояснили «НГ», что «инфляционные ожидания населения – один из важных факторов формирования инфляции в любой экономике». Они влияют на решения людей совершать крупные покупки, открывать депозиты или брать кредиты. «Если инфляционные ожидания населения остаются повышенными, это создает дополнительное давление на цены. Кроме того, важно, чтобы инфляционные ожидания не реагировали (резким ростом) на краткосрочные и разовые факторы повышения цен на отдельные товары. Если инфляционные ожидания еще не заякорены, то ускорение роста цен отдельных товаров и услуг может быть воспринято как сигнал к тому, что инфляция будет расти и в дальнейшем», – добавляют в ЦБ.

В пресс-службе признают, что, конечно, важна динамика ожиданий: «Например, сейчас инфляционные ожидания населения в опросе ФОМа остаются повышенными, но они снижались на протяжении последних трех лет и находятся на исторически низких уровнях. Кроме того, они остаются ниже того уровня, на котором население оценивает текущую инфляцию, то есть люди ожидают, что в будущем инфляция будет ниже, чем сейчас». «Но все же для обеспечения устойчиво низкой инфляции важно, чтобы снижение инфляционных ожиданий населения продолжалось», – поясняют в ЦБ.

Как, в свою очередь, пояснила «НГ» директор проектов ФОМа Людмила Преснякова, снижение оценок инфляции и инфляционных ожиданий населения фиксируется «где-то с начала 2016 года». «Люди очень хорошо чувствуют, что происходит с ценами, и это четко отражают опросы, – говорит социолог. – Но мыслить об инфляции в процентах обывателю тяжело, а зачастую невозможно». Часть респондентов может затрудниться с ответом, часть – назвать такой диапазон цен, который будет расходиться с данными Росстата.

Это происходит потому, что людям проще оценивать скорость изменения цен, сравнивать конкретные рублевые значения или отмечать, что на какие-то товары и услуги им больше не хватает денег. «Поэтому априори количественные оценки обывателя будут отличаться от оценок экономистов и от статистики. Не надо ждать от них точности, это ошибочный посыл», – говорит Преснякова.

Но это не единственная причина, почему россияне сообщают о значительном росте цен. «Люди в России привыкли жить в высокой и двузначной инфляции. Требуется время, чтобы привыкнуть к таким низким показателям инфляции. Год-два стабильности на этом уровне, тогда люди смогут уже называть более низкие цифры и больше доверять статистике», – добавляет Преснякова.

Примерно об этом же говорят и в НАФИ. «Последние годы россияне живут в сложных экономических условиях, которые серьезно отразились на уровне и качестве жизни. Россияне, не будучи в большинстве своем профессиональными экономистами, строят собственные оценки, анализируя свою текущую жизненную ситуацию, а не экономические показатели. Поэтому снижение темпов роста цен только отчасти повлияло на самооценку россиянами своих потребительских возможностей, и, ожидаемо, общественное мнение будет следовать за статистическими оценками инфляции с некоторой задержкой», – соглашается директор по исследованиям Аналитического центра НАФИ Тимур Аймалетдинов.

Хотя некоторые эксперты все же считают, что инфляционные ожидания используются Центробанком скорее лишь как повод удерживать на относительно высоком уровне ключевую ставку. «Инфляционные ожидания населения у нас традиционно высоки. И это очень удобно для ЦБ: такие ожидания позволяют банку ничего кардинально не менять, – говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. – Основная проблема в том, что мы попадаем в замкнутый круг». По его словам, жесткая денежно-кредитная политика не способствует росту доходов населения. Ведь экономическая активность замедляется. А бедные люди, как говорит эксперт, «очень чувствительны к изменению цен на базовые продукты, что и дает высокое ожидание инфляции».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Партия Миронова уже собирает электоральные наказы

Дарья Гармоненко

У эсэров к 2026 году появится предвыборный вариант "патриотического социализма"

0
634
Процессуальные нарушения потеряли определенность

Процессуальные нарушения потеряли определенность

Екатерина Трифонова

В уголовном судопроизводстве букву закона трактуют по усмотрению правоприменителей

0
692
Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Пекин делает ставку на "экономику льда и снега"

Ольга Соловьева

В России из 360 горнолыжных курортов пока активно используются только 20

0
882
Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Госдума ожидает от правительства решений по гастарбайтерам

Иван Родин

Ситуацию с завозом в РФ учителей и врачей все-таки придется обсуждать отдельно

0
724

Другие новости