В сложных геополитических условиях российская экономика оказалась уязвима для таких методов экономического воздействия, как гринмейл, особенно со стороны иностранных акционеров. Об этом на пресс-конференции в ТАСС рассказал глава Центра политической информации Алексей Мухин, предупредив, что защиту от гринмейлеров необходимо выстраивать деликатно, не доводя дело до «охоты на ведьм» и не распугивая зарубежных инвесторов непродуманными шагами.
Гринмейл представляет собой одну из форм корпоративного шантажа. Он начинается с покупки миноритарного пакета акций коммерческой организации. Затем новоявленный миноритарий пытается продать свой пакет мажоритарному акционеру по более высокой цене, шантажируя его возможным причинением ущерба репутации компании, утечками конфиденциальной информации, поглощением предприятия, инициированием проверок и созданием других помех для нормального ведения бизнеса. Как правило, в результате шантажист-гринмейлер достигает своих целей, либо захватывая компанию-жертву, либо продавая свой пакет акций ее владельцам заметно дороже рыночной стоимости.
Во многих странах мира гринмейл находится вне закона либо контролируется местными регуляторами настолько жестко, что фактически теряет смысл. В США и Великобритании, например, приняты специальные законы, вводящие 50-процентный налог на доходы от гринмейла или вменяющие в обязанности компаний обеспечение интересов всех акционеров.
К сожалению, в России законодательство еще не достигло такого уровня, и экономические скандалы с участием гринмейлеров возникают регулярно. При этом крупные гринмейлеры вроде Hermitage Capital Management, Prosperity Capital Management и некоторые другие атакуют системообразующие отраслевые компании, что в конечном счете причиняет ущерб не только самим фирмам-жертвам, но и государству в целом. По мнению Алексея Мухина, можно даже говорить о том, что действия отдельных зарубежных миноритарных акционеров, присутствующих в стратегических отраслях российской экономики, подчас полностью противоречат целям и интересам самих компаний и носят деструктивный характер как с экономической, так и с политической, и социальных сторон.
Для борьбы с российским гринмейлом эксперты Центра политической информации предложили несколько потенциально эффективных инструментов. Прежде всего, это определение правового статуса организации-гринмейлера и внесение соответствующих формулировок в действующее законодательство. При этом критерии, по которым можно отличить добросовестного акционера от шантажиста-гринмейлера, должны быть четкими и однозначными.
Еще одним серьезным средством против корпоративных шантажистов должно стать усиление контроля за действиями зарубежных миноритариев, особенно действующих в рамках компаний, принадлежащих к стратегическим отраслям российской экономики. Но государству в этой области предстоит действовать осторожно, чтобы не скатиться к «охоте на ведьм» и не навредить инвестиционному климату, чувствительному к условиям, в которых работают зарубежные акционеры.
Кроме того, отметил Алексей Мухин, борьба с гринмейлерами не должна сводиться исключительно к запретительным мерам, вместо этого лучше по примеру других стран добиться увеличения издержек, чтобы корпоративный шантаж перестал быть экономически эффективным.
Стоит отметить, что эти рекомендации вполне соответствуют уже сформулированным ранее инициативам профессионального сообщества российских предпринимателей, которые периодически выступают с предложением сформировать в России правила игры, защищающие отечественный бизнес от атак иностранных финансовых компаний.